Stronghold (рус. Цитадель) — стратегия в реальном времени, выпущенная Firefly Studios в 2001 году. Игра симулирует строительство, штурм или оборону средневекового замка. Многие аспекты правил игры являются нововведением жанра и на момент выхода игры были уникальны (например, параметр Популярность).
Краткое описание сюжета Править
Действие происходит в средневековой Англии в период Высокого Средневековья. Король попал в плен к варварам, и его страна захвачена алчными баронами. Игроку предстоит возглавить верные королю войска и постепенно отвоевать страну у четверых злодеев: Крысы, Змеи, Кабана и Волка, попутно отомстив за гибель своего отца.
Этот сюжет, по-видимому, отсылает к истории борьбы принца Джона с баронами в период Третьего Крестового Похода, когда король Ричард был захвачен австрийским герцогом.
Герои! Править
Положительные герои Править
- Главный герой (Лорд Цитадели) — сын одного из командиров рыцарей королевства. Поначалу не вызывает доверия со стороны командования, но быстро выясняется, что сын превосходит отца не только в плане экономики, но и на поле боя. Именно ему обязано итоговое благополучие королевства. Отец был убит, попав в засаду. Но перед этим он сам выколол глаз Змее.
- Сэр Лонгарм — храбрый рыцарь, становящийся с годами все осторожнее. Сыграет немалую роль в сюжете и как ментор героя, и как верный союзник.
- Лорд Вулсак — «мудрейший», как называют его в народе. На самом же деле человек он достаточно трусливый и нерешительный. Слишком переоценивал возможности врага. Возможно, за это и поплатился (есть предположение, что Вулсак, испугавшись Кабана, просто-напросто сдал ему фронт и замок, отстроенный героем). После пыток казнён Кабаном.
- Ричард Львиное Сердце, попавший в плен к варварам — основная причина восстания в стране. Был выкуплен на деньги Змеи, отобранные героем. Впоследствии вместе с сэром Лонгармом активно участвует в захвате графств и восстановлении королевства.
- Монах (возможно отец Тук) — монах не раз помогал главному герою. В первый раз он передал чертежи арбалета, что бы справиться с мечниками Волка, во второй раз, монах прислал главному герою чертежи башенной баллисты для уничтожения осадных машин Кабана. В третий раз, когда главный герой помогал монахам набрать достаточно камня, что бы укрепить монастырь он раскрыл секрет огненной реки (то есть рва с нефтью) и в четвёртый раз, кода они обороняли библиотеку от войск Кабана монах раскрыл самый важный секрет — кипящего масла.
Отрицательные персонажи Править
- Крыса (Герцог де Пюс) — незаконнорождённый сын вельможи, унаследовавший состояние после гибели его отца в кораблекрушении. Чрезвычайно труслив и подл, легко впадает в панику. Предложил переговоры после вторжения героя в его земли, а сам организовал ловушку. Однако быстрые успехи повстанцев заставили Крысу совсем потерять голову — в страхе он даже покинул собственный замок, позволив герою беспрепятственно занять его. Крыса располагает только легкой пехотой, то есть копейщиками и лучниками. Несколько раз применял в бою катапульты, но без особого успеха.
- Змея (Герцог Борегар) — бывший губернатор неизвестной провинции (известно только, что она была очень богатой), ведший весьма роскошную жизнь, присваивая значительную часть налогов. Узнав о его проделках король перевел его в Новые Колонии (возможно это и послужило причиной бунта). Организатор бунта и ловушки для мятежников (каких он сделал две). Во время первых своих битв потерял глаз в схватке с отцом героя. Так же это он и завёл в ловушку отца героя. Неплохой тактик, но его стихия — экономика, а не бой, что делает его не слишком сложным противником. Нанимает копейщиков, лучников, арбалетчиков и пехотинцев.
- Кабан (Герцог де Трюф) — алчный, свирепый и жестокий выходец из низов, чрезвычайно безобразный. Вначале был атаманом бандитов, но во время смуты выдвинулся в число высшей знати. Владел богатыми графствами в центральной части страны, с населения которых собирал огромные налоги под страхом свирепых казней. Резиденция Кабана очень хорошо укреплена, и её штурм стоил главному герою большой крови. Однако как тактик Кабан мало искусен — в основном полагается на грубый натиск большой массы средней пехоты (арбалетчики, пикинеры, пехотинцы). Есть и копейщики с лучниками. Убийца лорда Вулсака.
- Волк (Герцог де Вольпе) — его прошлое окутано тайной. Большая часть того, что о нём говорят, — только слухи и легенды. Как погибли его родители, тоже остается загадкой . Самый опасный враг в игре. Имеет самые сильные войска (использует в большом количестве мечников, рыцарей, лучников) и совсем нехилый замок (в последней миссии вам придется изрядно попотеть, чтобы взять его). Убийца отца героя.
Режимы игры Править
В игре присутствуют 2 режима: сражения и экономика, военный и мирный пути. Сражения включают в себя: военную кампанию, осаду, вторжение, сетевую игру. Экономика включает в себя: экономическую кампанию, экономические миссии, свободное строительство.
Игра снабжена собственным редактором карт, где можно создавать следующие карты: осада, экономическая, вторжение, строительство, а также карты для сетевой игры, либо особые осадные миссии. Так же есть возможность поиграть по локальной сети или Интернет — присутствует мультиплеерный режим и специальные мультиплеерные карты.
Экономика Править
Любой добытый крестьянами ресурс проходит длинный путь обработки и превращения в конечный продукт. Добытая на полях пшеница и хмель не являются автоматически едой: они требуют обработки мельницами и пекарнями, которые также необходимо построить и обеспечить персоналом. Аналогично происходит с деревом и железом при изготовлении оружия.
Важным фактором в игре является популярность. Чем выше доверие населения к лорду, тем быстрее пополняются крестьяне (при наличии домов для жилья). При падении популярности ниже 50 % вилланы начинают сбегать и работа на полях и на обработке частично останавливается. Популярность можно повысить, снизив налоги, увеличив рацион питания, построив храмы и таверны и, наконец, объекты увеселения. Почти все эти действия имеют одновременно и негативный эффект: опустошение казны, опустошение амбаров (которое может привести к голоду и ещё большей ненависти подданных), лень и пьянство, снижающие производительность труда. Объекты устрашения — виселицы, плахи, колодки — напротив, стимулируют население работать лучше и быстрее, но снижают популярность тирана. Баланс между экономической выгодой и популярностью — основная дилемма для игрока, которую можно решать различными способами.
В экономических миссиях на землях игрока происходят какие-либо бедствия: неурожай, разбойники, пожар, уничтожающий здания (для тушения которого требуются пожарные и колодец), эпидемия чумы (которую может нейтрализовать специально нанятый лекарь), нашествие волков или кроликов на поля.
Война Править
Управление юнитами традиционно для стратегий в реальном времени. В игре Stronghold не существует отдельных рас и народов, и все стороны имеют одинаковый набор войск для найма.
Основной акцент в игре сделан не на полевые сражения, а на осаду и оборону замка, башен и стен. Многие идеи игры в этом отношении являются новаторскими. Войскам позволяется занимать позиции на башнях и передвигаться по стенам, обстреливая находящегося внизу противника. Игроку при строительстве предоставляется широкий выбор видов каменных и деревянных стен, башен, рвов, зубцов, ям с кольями и даже чанов с кипящей смолой. Для осады и штурма существует набор осадных машин, таких как катапульты, баллисты, требушеты и тараны, управляемых инженерами. Игра предоставляет возможность штурмовать город противника, не только ломая стены вражеской крепости, но и захватывая их с помощью осадных башен, лестниц и веревок. Игрок также может организовать пожар или эпидемию в стане противника.
Производство войск в Stronghold — намного более сложный процесс, чем это привычно игрокам по другим стратегиям. Для производства воинов недостаточно иметь свободных крестьян. От игрока требуется добыть ресурсы для производства оружия и доспехов, затем создать мастерские стрельников, кузнецов и латников, которые произведут из дерева и железа нужное количество оружия и брони. В соответствии с имеющимся в наличии оружием лорд может нанимать войска из свободных крестьян.
Тактика игроков-противников различна. Все четверо лордов обладают не только собственными портретами и коронными фразами, но и собственной, индивидуальной тактикой ведения войны. Одни предпочитают окапываться рвами и обороняться, другие непрерывно атакуют с помощью тяжёлой пехоты, третьи совершают вылазки, сжигая поля игрока. План замка и экономическая стратегия каждого из них также индивидуальны.
Войска Править
В игре есть казармы, гильдия инженеров и гильдия сапёров. В казармах все основные боевые пехотные юниты, а также единственный вид кавалерии в игре: рыцари. В игре присутствуют монахи, но нанять их нигде нельзя (в Stronghold Crusader появилась возможность нанимать их в соборе). В гильдии инженеров есть осадные рабочие и инженеры. Инженеры ничем не вооружены, но их можно приставить к оборонительным орудиям, к чану с маслом или к осадным машинам, а также они могут поливать головы врагов кипящим маслом. В гильдии сапёров нанимаются сапёры-копатели, они делают подкопы под вражеские каменные укрепления.
Особенности войск Править
У некоторых воинов, которых можно нанять в казарме, есть особые умения: лучники могут поджигать нефтяные рвы, и это единственный вид стрелков, который может залезать по осадным лестницам и копать ров; копейщики могут сталкивать осадные лестницы; пехотинцы бегают, если поблизости есть враг; пикинёры могут копать ров (а у них есть железная броня) и выдерживают 3 волчьих ямы (мечники и рыцари 2).
Stronghold Kingdoms | |
---|---|
![]() |
|
Разработчик | Firefly Studios |
Издатель | Firefly Studios |
Локализатор | ![]() |
Часть серии | Stronghold |
Дата выпуска | Открытый Бета-тест: 2010 год Альфа-тесты: с 28 мая 2009 год Релиз на Microsoft Windows: с 17 октября 2012 год Релиз на OS X: с 19 января 2015 год |
Жанр | MMORTS |
Технические данные | |
Платформы | Microsoft Windows, OS X, iOS, Android |
Режим игры | Онлайн-игра, Free-to-play |
Носители | Steam и цифровая дистрибуция |
Управление | клавиатура, Мышь |
Официальный сайт |
Stronghold Kingdoms — первая онлайн-игра жанра MMORTS от Firefly Studios, выпускаемая под брендом Stronghold (рус. Цитадель ). Альфа-тесты игры начались в 2009 году, открытая бета-версия игры была выпущена в конце 2010 года. Официально игра вышла в октябре 2012 года. Разработчик — компания Firefly Studios. В отличие от всех предыдущих игр этой компании, Stronghold Kingdoms распространяется бесплатно, путём скачивания клиента игры из Интернета, с официального сайта игры. Общее число игроков, по заявлениям разработчиков, в мае 2015 года превысило четыре миллиона человек. [1]
1 декабря 2011 года Firefly Studios совместно с компанией Акелла Онлайн выпустили локализованную версию клиента игры. На официальном сайте и форуме появились русские разделы, также был образован новый мир специально для русскоязычных игроков. В январе 2015 года появилась версия игры для OS X [2] . 17 августа 2017 года вышла версия для мобильной платформы iOS [3] , а 31 августа того же года для Android [3] .
Главная тема игры — проектирование и строительство замка — включает в себя и различные экономические, военные, сельскохозяйственные, архитектурные, торговые и политические элементы. Они позволяют игроку управлять ресурсами и непосредственно рабочим процессом, расставлять приоритеты в стиле средневекового землевладельца или аристократа. Личный успех зависит не только от победы над компьютерными противниками, но и от совместных действий с другими игроками.
Содержание
Игровая система [ править | править код ]
Игровая система заметно изменилась, так как игра выпущена в другом жанре. Тем не менее, многие параметры и процессы в игре мало чем отличаются от аналогичных в других играх серии. Так, по прежнему осталась популярность (теперь она не ограничена) и честь. Многие принципы ведения экономики в своей деревни (питание крестьян, производство оружия) остались прежними. В то же время, заметно изменилась система торговли — торговать можно только со столицами и не мгновенно. Ряд уникальных возможностей появились у владельцев столиц — своеобразных центров игры. [4]
Карта [ править | править код ]
Впервые появились несколько локаций:
- Стратегическая карта — располагаются замки всех игроков.
- Карта деревни — экономическая часть поместья.
- Карта замка — оборонные строения и войска на защите.
Переключение между локациями осуществляется в клиенте. [5]
Юниты [ править | править код ]
По сравнению со Stronghold, юнитов осталось всего 5 — лучники, крестьяне, пикинёры, мечники, капитаны. Из осадных орудий остались только катапульты. Всеми юнитами в ходе боёв управляет искусственный интеллект, но разработчики добавили различные тактики, способные менять передвижение или другие моменты в бою. Передвижение юнитов по глобальной карте показано условно, а при расстановке войск в замке это происходит мгновенно. Скорость передвижения юнитов в бою одинакова. [6]
Здания [ править | править код ]
Одной из особенностей игры стало отсутствие производственных цепочек, характерных для предыдущих игр серии Stronghold. Это сказалось на облике зданий. Часть зданий из первой части игры здесь отсутствуют. Так же добавилось несколько новых строений, как мирного, так и военного характера. Все здания строятся в течение определённого времени, а не мгновенно, как в других играх серии. Производительность зданий зависит от удалённости от складов и исследований (см. ниже). Цена и время постройки зданий зависит от количества строений на карте, а также и от некоторых исследований, уменьшающих стоимость и время постройки. Цена оборонительных строений не меняется. [7]
Исследования [ править | править код ]
Одно из важных нововведений игры. Позволяет улучшать некоторые параметры игры (скорость постройки зданий, силу юнитов), а также открывать новые типы зданий и юнитов. Исследования производятся за очки исследования, которые, в свою очередь, выдаются при получении нового уровня или же покупка за золото.
Вассальство [ править | править код ]
В игре введено вассальство. Это даёт возможность отдельным игрокам получать поддержку более сильных союзников. Сеньор может вводить свои войска в замок вассала, и атаковать оттуда. При этом вассал получает от сеньора честь. [8]
Stronghold Crusader | |
---|---|
![]() |
|
Разработчик | Firefly Studios |
Издатели | ![]() |
Часть серии | Stronghold |
Дата выпуска | 27 сентября 2002 |
Последняя версия | 1.4.1 |
Жанры | стратегия в реальном времени, экономическая стратегия |
Технические данные | |
Платформы | Windows |
Режимы игры | однопользовательский, многопользовательский (LAN, Интернет) |
Носители | CD-ROM , Steam и цифровая дистрибуция |
Управление | клавиатура, мышь |
Официальный сайт |
Stronghold: Crusader — компьютерная игра в жанре стратегии в реальном времени; самостоятельное дополнение к стратегии Stronghold, разработанное компанией Firefly Studios и совместно изданное компаниями Take-Two Interactive и God Games в 2002 году. Сюжет игры посвящён крестовым походам на Ближнем Востоке. 28 мая 2008 состоялся выпуск дополнения Stronghold Crusader Extreme, включающего новые миссии.
Рецензии | |
---|---|
Сводный рейтинг | |
Агрегатор | Оценка |
Metacritic | 78 / 100 (14 обзоров) [10] |
Иноязычные издания | |
Издание | Оценка |
AllGame | ![]() |
CVG | 8.2 / 10 [2] |
GameSpy | ![]() |
IGN | 8.4 / 10 [4] |
Русскоязычные издания | |
Издание | Оценка |
Absolute Games | 60% [6] |
«Домашний ПК» | ![]() |
«Игромания» | 8.0 / 10 [8] |
ЛКИ | 78% [9] |
«Страна игр» | 7.0 / 10 [7] |
Содержание
Режимы игры [ править | править код ]
Исторические кампании [ править | править код ]
В игре доступны 4 исторические кампании:
- К оружию! — кампания, посвящённая Первому крестовому походу1094—1099 годов. Самая простая кампания, в ходе которой игрок осваивает управление замком, принципы обороны и осады.
- Завоевания Саладина — кампания, посвящённая походам Саладина1187 года. У игрока под контролем только арабские войска, нет собственной базы, все миссии осадного типа.
- Королевский Крестовый поход — кампания, посвящённая походу короля Англии Ричарда Львиное Сердце, императора Германии Фридриха I Барбароссы и короля Франции Филиппа II и попытке освобождения Иерусалима. Все миссии носят чисто оборонительный характер (но в последней игроку предоставляется возможность захватить замок, а затем его удержать).
- Войны крестоносцев — кампания, которая не претендует на историческую достоверность, но отражает дух эпохи войн крестоносцев за земли на Ближнем Востоке. В миссиях появляются антагонисты из кампании оригинальной игры: Герцог де Пюс (Крыса), герцог Борегар (Змея), герцог де Трюф (Кабан) и герцог ди Вольпе (Волк).
«Путь крестоносца» [ править | править код ]
В игре присутствует особая кампания — «Путь крестоносца». Она состоит из 50 карт, не связанных определённым сюжетом, несмотря на заголовок «50 сюжетно-связанных миссий». Игрок проходит 50 миссий, приближаясь к цели. В каждой миссии есть определённые враги и союзники (последние встречаются не во всех уровнях). По мере прохождения кампании миссии будут становиться труднее, а враги опаснее. Некоторые карты встречаются несколько раз.
Отдельные карты [ править | править код ]
Это классический режим поединка против компьютерного противника. Игра может проходить на одной из самостоятельных карт, а также карт, созданных игроком. Игрок может настроить число компьютерных противников (от 1 до 7), союзы, а также начальные условия поединка.
Свободное строительство [ править | править код ]
Этот режим игры, известный по первой части игры. Игроку предлагается построить деревню, замок и т. п. на местности без каких-либо ограничений. Также доступен редактор событий, вызываемый клавишей F1.
Редактор карт [ править | править код ]
Данный режим позволяет создать свою собственную карту — для многопользовательской игры, игры с компьютерными противниками, свободное строительство и отдельную миссию.
Война [ править | править код ]
Военная система мало изменилась по сравнению с первой частью игры. Добавились арабские юниты. Они частично дублируют стандартных: раб, арабский лучник, пращник, арабский мечник, ассасин, конный лучник и огнеметатель. Все эти юниты нанимаются в лагере наёмников за золото. Рабы — единственные из арабов, которые могут копать ров. К осадным орудиям добавили огненные баллисты, которыми можно как поджигать вражеские строения, так и уничтожать юнитов противника. Уникальным нововведением являются ассасины, которые могут взобраться на вражеские стены с помощью кошек и, перебив охрану, открыть ворота или нейтрализовать стрелков, а также невидимы для врагов, пока не подойдут достаточно близко к ним. В остальном, боевая система не претерпела изменений.
Экономика [ править | править код ]
Все цепочки производства остались прежние. Изменились некоторые цены на здания и на товары.
Строительство замка [ править | править код ]
Замок состоит из основных рядов обороны (стен, башен и барбаканов) и вспомогательных построек (казарма, лагерь наёмников, гильдии сапёров и инженеров). Барбаканы служат для пропуска своих войск через систему обороны, также по ним войска могут подняться на стены. К барбаканам могут быть пристроены подъёмные мосты для преодолевания рва. Основная часть стрелковых войск в обороне размещается на башнях. Они различаются по размерам, цене и прочности. На особо больших башнях можно размещать метательные орудия. Кроме этого, в замке есть строения для найма войск — казармы и лагерь наёмников. В гильдиях инженеров и сапёров можно нанимать дополнительных юнитов.
Добыча ресурсов [ править | править код ]
Для работы замка нужны ресурсы. Все они хранятся на складах, которые нужно время от времени расширять. В игре доступны камень, железо, нефть и дерево. Дерево производят лесорубы, срубая деревья в лесу, а все остальные ресурсы добываются на месторождениях. Для транспортировки камня потребуются привязи с волами.
Сельское хозяйство [ править | править код ]
Сельское хозяйство необходимо для того, чтобы кормить население города. Доступны яблоки, мясо, сыр, хлеб и хмель. Яблоки, сыр и мясо производятся прямо на фермах, а хлеб и эль проходят долгую производственную цепочку. Хлеб при этом является наиболее эффективным способом организовать поставки пищи в замок. Все полуфабрикаты (мука, пшеница и хмель) хранятся на складе, также как и эль. Еда хранится в амбаре. Существенным отличием стало то, что теперь фермы можно размещать только в оазисе.
Городские строения [ править | править код ]
Они обеспечивают жизнедеятельность города. Основным строениями в городе являются: дома (для обеспечения жильём населения), церкви, колодцы и чаны с водой (для тушения пожаров) и аптеки. Также возможно создавать объекты устрашения и развлечений («кнуты» и «пряники»), постройка которых влияет на популярность и силу войск. По сравнению с обычным Stronghold произошли серьёзные изменения: теперь для строительства храмов нужно только золото, а церковь и собор автоматически дают бонус к популярности правителя.
Оружейные мастерские [ править | править код ]
В мастерских производят оружие для армии. Различные рода войск требуют свои типы вооружений, которые и производятся в мастерских. Большинство мастерских требуют для работы дерево или железо, а кожевенная мастерская — шкуры коров с молочных ферм.
Дополнения [ править | править код ]
Stronghold Crusader Warchest [ править | править код ]
Дополнение для Stronghold Crusader. По сравнению с оригинальной игрой добавилось:
- 8 дополнительных компьютерных противников
- Дополнительная кампания, состоящая из 30 миссий
Stronghold Crusader Extreme [ править | править код ]
Единственное дополнение к игре, выпущенное официальным разработчиком. Может выполняться в качестве модификации и устанавливаться на стандартную игру Stronghold Crusader любой версии. По сравнению с оригинальной игрой версии 1.1 добавилось:
- 8 дополнительных компьютерных противников
- Дополнительная кампания из 20 миссий
- Магия
- Бесконечные войска
- Новые карты [11]