Примерные конспекты занятий с детьми разных возрастных групп
Наблюдение за щенком (младшая группа)
Программное содержание. Дать детям представление о детеныше собаки: внешний вид, движения, издаваемые звуки, питание. Активизировать словарь: щенок, лакает, пушистый. Развивать интерес к животным.
Ход занятия. Дети сидят полукругом. Воспитатель вносит щенка, держит его некоторое время на руках, чтобы животное привыкло к обстановке. Ребятам предлагаются следующие вопросы: "Кто это? Как называется это животное? Какое оно? Что у щенка на голове? Чем покрыто тело? Что любит есть щенок? Пока это животное маленькое, его называют щенок, а когда вырастет, как его будут называть?" Последовательность вопросов педагог намечает в зависимости от поведения животного. Дети наблюдают, как щенок лакает молоко, ест кусочки мяса; воспитатель предлагает погладить щенка, чтобы почувствовать, какая у него мягкая и пушистая шерсть. Дети слушают, какие звуки издает щенок (скулит, лает); наблюдают, как он ходит.
В конце занятия воспитатель предлагает придумать щенку имя и взять его на прогулку.
Сравнение лошади и жеребенка (средняя группа)
Программное содержание. Учить детей сравнивать животных, выделять общие и отличительные признаки. Уточнить представления ребят о характерных особенностях лошади и жеребенка (внешний вид, движения, питание, издаваемые звуки). Развивать речь детей, активизировать словарь: лошадь, жеребенок, грива, ржать и др.
Ход занятия. Занятие проводится во время прогулки на луг или на конеферму, где можно понаблюдать лошадь с жеребенком. Воспитатель задает вопросы для сравнения: "Чем непохожи лошадь и жеребенок? Лошадь большая, а жеребенок? У лошади грива длинная, а у жеребенка? Чем питается лошадь? а жеребенок? Чем похожи лошадь и жеребенок? Почему жеребенка можно назвать маленькой лошадью?>
Дети наблюдают, как воспитатель угощает лошадь и жеребенка кусочками хлеба.
Сравнение собаки и щенка (средняя группа)
Программное содержание. Закрепить у детей представления о характерных особенностях собаки и щенка. Учить детей сравнивать животных по сходным и отличительным признакам.
Ход занятия. Дети рассаживаются полукругом. Для сравнения используется картина художника А. Комарова "Собака со щенятами" (из серии "Домашние животные"). Воспитатель задает вопросы: "Чем непохожи собака и щенок? (Собака большая, а щенок маленький; собака любит есть мясо, а щенок лакает молоко.) Чем они похожи? (У собаки и щенка есть уши, глаза, хвост; тело покрыто пушистой, густой шерстью; оба умеют лаять.)"
Затем воспитатель показывает детям картинки с изображением разных пород собак (овчарка, лайка и т. д.) и рассказывает о пользе этих животных.
Чтение и беседа по рассказу Л. Н. Толстого "Котенок" (старшая группа)
Программное содержание. Воспитывать у детей заботливое, внимательное отношение к животным, желание прийти им на помощь. Расширять представления детей о домашних животных (повадки, особенности поведения).
Ход занятия. Воспитатель читает рассказ и задает детям вопросы: "Что случилось с котенком? Кто защитил его? Почему Вася так поступил? Какой вы знаете рассказ, где говорится о плохом поступке мальчиков?" Дети вспоминают рассказ В. Осеевой "Плохо", который им читали раньше.
Чтение и беседа по рассказу Л. Н. Толстого "О муравьях" (старшая группа)
Программное содержание. Расширять представление детей о муравьях, воспитывать интерес к жизни этих животных. Развивать речь детей, умение правильно отвечать на вопросы.
Ход занятия. Воспитатель читает рассказ Л. Н. Толстого "О муравьях", дети отвечают на вопросы: "Что интересного вы узнали из рассказа о муравьях? Как муравьи узнали, где стоит варенье? Как вел себя муравей, чтобы сообщить, где варенье?"
После беседы дети рассматривают картинки с изображением муравьев, муравейника. Воспитатель предлагает придумать про этих животных загадки.
Сравнение волка и собаки (старшая группа)
Программное содержание. Закрепить имеющиеся у детей знания о внешнем виде и повадках волка и собаки. Учить находить сходство и различие этих двух животных. Формировать интерес, желание больше узнать о животных.
Ход занятия. Занятие начинается с загадки: "С хозяином дружит, дом сторожит. Живет под крылечком, а хвост колечком". Воспитатель показывает картинку с изображением собаки и предлагает рассказать о животном ("Где живет? Чем питается? Какую пользу приносит человеку?"). Педагог просит детей вспомнить стихи, рассказы о собаке, которые им читали раньше ("Пожарные собаки" Л. Н. Толстого, "Застава" А. Барто и др.). Затем педагог загадывает другую загадку: "Кто зимой холодной в лесу бродит злой, голодный?" Дети рассматривают изображение волка (может быть использована картина из серии "Дикие животные" А. Комарова). Дети сравнивают волка и собаку, отвечают на вопросы: "Чем непохожи животные? Чем они похожи?" Воспитатель помогает им дополнительными вопросами: "Где живет собака? а волк? Собака — домашнее животное, а волк? Что у них общего во внешнем виде? Чем питаются?"
Воспитатель внимательно выслушивает все ответы и обобщает высказывания детей.
Беседа по картине "Зайцы" А. Комарова из серии "Дикие животные" (подготовительная к школе группа)
Программное содержание. Уточнить знания детей о сезонной жизни диких животных. Воспитывать интерес к животному миру. Развивать умение рассказывать по картине, используя литературный материал.
Ход занятия. Воспитатель предлагает рассмотреть картину и ответить на вопросы: "Как живется зайцам зимой? Чем они питаются? Почему зайцы днем прячутся? Какие вы знаете рассказы, в которых говорится об этих животных? Кто написал эти произведения?" Дети вспоминают рассказы Л. Н. Толстого "Зайцы", "Русак", которые им читал раньше воспитатель или родители.
Рассказ воспитателя "Таинственные превращения" (подготовительная к школе группа)
Программное содержание. Формировать у детей представление о развитии насекомых, воспитывать интерес к этим животным.
Ход занятия. Воспитатель, используя рассказ Ю. Дмитриева "Таинственные превращения", объясняет детям, как рождается бабочка. Вопросы к беседе: "Видел ли ты бабочку-маму и бабочку-детку? Вспомни, как выглядели гусеницы, которых ты видел. Разложи картинки "Что сначала, что потом" (яички — гусеница — куколка — бабочка)".
Ирина Резник
Конспект НОД «Такие интересные дикие животные. Волк»
Цель: Обобщать знания детей о волке как о диком звере (существенные признаки, внешний вид, повадки, образ жизни, способы охоты зимой и летом, роль волка в экосистеме)
Задачи:
• Познакомить детей с существенными признаками животного, с его внешним видом, образом жизни; ролью волка в экосистеме
• Развивать у детей умения сравнивать, анализировать, обобщать
• Обогащать словарный запас детей (вожак, логово, хищник, волчья стая, добыча).
• Воспитывать познавательный интерес детей к дикой природе.
Материал: Аудиозапись с голосами волка и собаки, модели: «Существенные признаки зверей», презентация
НОД.
Педагог загадывает детям загадку.
Загадка
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк) (Слайд 2)
Проводится беседа о волке.
— Волк – это дикое или домашнее животное? (ответы детей)
Волк – лесной житель, крупный зверь, внешне очень похожий на собаку. Относится к семейству псовых.
— Предлагаю вам проговорить скороговорку про волка
Скороговорка
У елки иголки колки.
В еловом лесу злые волки.
Дети проговаривают скороговорку в разном темпе, с различной громкостью.
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на экран. На экране изображена картина «Семья волков летом» (Слайд 3)
Проходит обсуждение картины по следующим вопросам:
— Кто изображен на картине?
— Какое время года изображено? Как вы об этом узнали?
— Что делает волчица? (Кормит детенышей молоком.)
Педагог просит детей найти соответствующую модель (бутылочка с молоком) и поставить ее на наборное полотно.
— Давайте проверим (Слайд 4)
— Что несет волк? (Добычу.) (Слайд 5)
— Кому он несет добычу? (Своим волчатам.)
— Волки в основном питаются копытными животными (иногда размером в 10-15 раз больше, чем они сами). Они охотятся на сурков, зайцев, барсуков, лис, хорьков, сусликов, мышей, хомяков, полевок и других грызунов, а также на насекомоядных.
(Дети находят следующую модель, показывающую, что волк хищник).
Проверяют на экране. Появляется следующий слайд (Слайд 6)
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (Слайд 7-8)
Дети находят на слайдах лишнее животное и обосновывают свой выбор
— Где живет семья волков? (В лесу.) (Слайд 9)
(Дети находят модель среды обитания модель волков (лес) и ставят ее на наборное полотно.)
Проверяют на экране (Слайд 10)
— А как называется место в лесу, где волки выхаживают своих волчат? (Волчье логово.)
— Чтобы волчата могли спокойно взрослеть, волки выбирают для своего логова практически недоступные места. Часто для логова выбирается скальный навес, глубоко уходящая в землю трещина или глубокий овраг.
Нередки также случаи, когда волчьим домом становится нора, ранее служившая кровом для лисицы, барсука или сурка. Практически всегда логово волка окружено плотной растительностью. Из нее должно просматриваться окружающее пространство для максимально быстрого обнаружения признаков опасности.
Если волк почувствует приближение чужака, он тут же спрячется. Поэтому увидеть животных непосредственно у логова довольно трудно.
— Посмотрите на картину, где же расположилась семья волков? (Слайд 11)
— В чаще леса, под корнями упавшего дерева устроили свое логово волк и волчица. Здесь и родились у них летом трое волчат».
Дидактическая игра «Кто где живет» (Слайд 12)
Назвать, как называется жилище животных
Раз — присядка, два — прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало — (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!
Затем педагог на экране показывает вторую часть картины — «Волчья стая зимой».(Слайд 13)
Идет обсуждение картины по следующим вопросам:
— Какое время года изображено на этой картине? Докажите.
— Как вы думаете, это та же семья волков? Как вы узнали?
— Как изменились волчата?
— Найдите на картине папу-волка. Как вы его узнали? (Он крупный, охраняет свою семью — прислушивается.)
— Как вы думаете, что делают волки на картине?
— Холодно ли волкам зимой? Что спасает их от лютой стужи? (Зимние морозы волкам не страшны: у них прекрасные шубы, и они не мёрзнут.)
(Педагог просит найти соответствующую модель и поставить ее на наборное полотно.) (Слайд 14)
— (Слайд 15) Чем питаются волки зимой? Как вы можете объяснить поговорку «Волка ноги кормят»? Как охотятся волки зимой — поодиночке или нет?
(Зимой несколько семей волков объединяются в стаю, чтобы сообща добывать пищу.)
— Как вы думаете, что помогает волкам охотиться? (Пасть, зубы, клыки, зоркие глаза, быстрые ноги.)
— Охотятся волки стаями, поэтому они легко могут справиться даже с крупными животными. Обычно стая волков гонит свою жертву к поджидающим в засаде сородичам. Такая охота требует от волков сообразительности и слаженности действий.
— В волчьей стае волки выбирают самого главного. Как называют такого волка? (Вожаком.)
— Как вы думаете, какой волк может стать вожаком? (Самый быстрый, сильный, смелый, умный, хитрый.)
— В каждой волчьей стае есть вожак. Это сильный и опытный волк. Все волки в стае знают, кто у них вожак и подчиняются ему.
Слышится стук в дверь. В зале появляется игровой персонаж. Он говорит о том, что случайно услышал разговоры детей и догадался, о каком животном идет речь. Показывает изображение собаки. (Слайд 16)
Педагог предлагает детям, используя модели на наборном полотне, доказать, что не об этом животном шла речь на занятии. (Слайд 17)
С помощью моделей дети объясняют, что общего у волка и собаки (модели существенных признаков зверей) и чем они отличаются (модель среды обитания волка). Далее дети уточняют различия между дикими и домашними животными. (Слайд 18)
Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»
(Индивидуальная работа детей по карточкам). Затем проверяют на экране (Слайд 19)
Педагог предлагает детям подумать, какие звуки издает собака, а какие — волк. (Звучит аудиозапись: вой волка и лай собак.) Дети определяют различия в этих звуках.
— Волк очень страшный зверь, и воет он страшно. А зачем он вообще нужен в природе?
Дети: Волк — санитар леса, он уничтожает больных животных, и если бы не было волков, то развелось бы много грызунов, которые уничтожат лес.
Сказочный герой благодарит детей за интересный рассказ и дарит на прощание новую книгу о животных.
-
li" data-url="/api/sort/PersonaCategory/list_order" >
- Развлечения и досуги (2)
- Технология "Здоровьесбережения" (3)
- Технология "Патриотическое воспитание в ДОУ" (6)
- Технология "Проектная деятельность в ДОУ" (12)
- Работа с воспитателями (9)
- Оформление группы (5)
- Конспекты занятий (16)
- Работа с родителями (35)
Конспект занятия по ознакомлению с природой на тему: "Сравнение собаки и волка" (с использованием интерактивной доски)
1.Формирование представлений у детей об истории одомашнивания собак, об отличительных признаках разных собак, об их роли в жизни человека;
2.Обогащение словарного запаса детей;
3.Развитие речевой структуры языка, памяти, мышления;
4.Формирование умения строить предложения, составлять простой рассказ-описание ;
5.Воспитание гуманного отношения к животным, чувство ответственности за тех, кого приучили.
Материал: интерактивная доска, ноутбук, презентация "Сравнение волка и собаки", мультфильм "Жил-был пес"
-Отгадайте, о каких животных будем говорить(загадки о собаке и волке).
2.Беседа о собаке, волке (На экране появляется картина – собаки и волк)
3.Игра с мячом(отличие волка и собаки).
5.Динамическая пауза: «Бегал по двору щеночек».