Гидроидные — класс типа кишечнополостные, с наиболее выраженным двуслойным строением. Класс насчитывает около 2500 видов. Поколение полипов у этого класса преобладает над поколением медуз. Типичный представитель — пресноводная гидра.
Гидра пресноводная
Представляет собой полип, состоящий из мешкообразного туловища, подошвы и щупалец. Щупальца окружают ротовое отверстие, которое ведет в кишечную (гастральную) полость. Подошвой гидра крепится к субстрату — камням, растениям. Размер гидры от нескольких миллиметров до 1 см. Излюбленное место обитание — водоемы со стоячей водой.
Тело двухслойное, разделено на два слоя:
-
Эктодерма (наружный слой)
Включает клетки: эпителиально-мускульные, промежуточные, нервные, стрекательные, половые.
Энтодерма (внутренний слой)
Обращена в гастральную полость. В составе энтодермы можно выделить клетки: пищеварительные, железистые, эпителиально-мускульные.
Между экто- и энтодермой расположена мезоглея — студенистое вещество.
Питание гидры осуществляется мелкими ракообразными (циклопы, дафнии), мелкими насекомыми. Важную роль в процессе добывания пищи играют стрекательные клетки. У каждой такой клетки имеется книдоциль — наружный вырост, при соприкосновении мелких животных с которым активируется стрекательная клетка: шипы пронзают добычу, а стрекательная нить, высвобождающаяся из капсулы клетки, впрыскивая в ткани жертвы нейротоксин — добыча оказывается парализованной.
После этого щупальца гидры легко перемещают обездвиженную добычу в ротовое отверстие, далее — в кишечную (гастральную) полость, где начинается полостное пищеварение.
Гидра имеет два типа пищеварения: полостное и внутриклеточное. Оба типа осуществляются энтодермой, основная функция которой — пищеварение.
В составе энтодермы обнаруживаются пищеварительные клетки — они поглощают пищевые частицы из гастральной полости фагоцитозом, осуществляют внутриклеточное пищеварение.
Полостное пищеварение идет благодаря железистым клеткам, которые выделяют в гастральную полость ферменты, вследствие чего начинается расщепление пищевых веществ в полости. Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие во внешнюю среду.
Дыхание у гидры осуществляется всей поверхностью тела.
Нервная система примитивная, диффузного типа. Состоит из равномерно распределенных по всему телу нервных клеток, соединенных друг с другом в единую систему — нервную. У гидры возможны рефлексы — ответные реакции в ответ на действия раздражителя. Простейший рефлекс: в ответ на укол иглой гидра начинает сжиматься.
Путем почкования осуществляется бесполое размножение гидры — при благоприятных условиях (летом). Хотел бы обратить ваше особое внимание на то, что путем почкования гидра может передавать соматические мутации (хотя обычно мутации в соматических клетках потомству не передаются, так как потомство образуется из гамет).
Вследствие полного разделения материнской и дочерней особи при почковании, гидра не образует колонии (в отличие от коралловых полипов), существует только в виде одиночных полипов.
При наступлении неблагоприятных условий (осенью) происходит половое размножение. Гидры могут быть как раздельнополыми — сперматозоиды и яйцеклетки образуются на разных организмах, либо — гермафродитами, в случае если и мужские, и женские половые клетки образуются на одном и том же организма.
Сперматозоиды и яйцеклетки образуются из промежуточных (интерстициальных) клеток. Сперматозоид сливается с яйцеклеткой, после чего образуется зигота, которая покрывается плотной защитной оболочкой — образуется яйцо гидры. Материнский организм погибает, а следующей весной, при наступлении благоприятных условий, из яйца развивается молодая гидра.
У гидры в частности, и у кишечнополостных в целом, наблюдаются выраженные регенеративные способности. Это связано с наличием промежуточных клеток в эктодерме, которые могут дифференцироваться в любые другие типы клеток.
Поэтому отсеченные, фрагментированные части тела гидры, при интенсивном делении клеток, способны достроить утраченные части.
Обелия
Обелия — род гидроидных полипов. Их строение отражает все типичные черты класса гидроидных. Обитают в морях и океанах по всему миру.
Затрагивая эту тему, мне, прежде всего, хочется, чтобы вы поняли как устроен жизненный цикл гидроидных. Он складывается из двух стадий: медузоидной и полипоидной. От колоний путем почкования отделяются свободноплавающие медузы — медузоидная стадия. В организме медузы образуются яйцеклетки или сперматозоиды, которые попадают в воду.
В воде происходит оплодотворение, из зиготы (оплодотворенного яйца) формируется личинка — планула. Из планулы, прикрепляющейся к какому-нибудь подводному субстрату, начинает развиваться полип — полипоидная стадия, а затем и новая колония, от которой отпочковываются медузы. Цикл замыкается.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Жизненные формы — полипная (пресноводная гидра) или полипная и кратковременная медузная (обелия).
Пресноводная гидра. Среда обитания — пресные водоемы. Сво- бодноживущая, прикрепленная. Длина тела около 1 см. Тело состоит из мешкообразного туловища, подошвы и щупалец. Прикрепляется к субстрату подошвой. Тело двухслойно. Рот окружен щупальцами (5—12), которые служат для захвата пищи. Клетки эктодермы: эпителиально-мускульные, нервные, стрекательные, промежуточные, половые. Клетки энтодермы: эпителиально-мускульные, железистые и нервные. С помощью эпителиально-мускульных клеток организм способен совершать движение. Стрекательные клетки служат для защиты и нападения. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела. Нервная система диффузного типа, состоит из разбросанных но всему телу нервных клеток. Развито осязание. Гастральная полость не имеет перегородок и каналов. Бесполое размножение (почкование) происходит летом. Половое размножение происходит осенью. В эктодерме формируются половые железы, где образуются гаметы (сперматозоиды со жгутиками и амебоидная яйцеклетка), оплодотворение происходит на теле материнской гидры. Медузоидная форма отсутствует. Развитие прямое.
Гидроидные полипы (обелия). Характерно чередование бесполого и полового поколений (метагенез). Бесполое поколение (полипы) образует колонии в виде дерева или кустика. Половое поколение — гидроидные медузы — образуются путем почкования как части колонии, в дальнейшем отделяются от нее и ведут свободный образ жизни. Размножение у гидроидных медуз половое. Осеменение наружное (половые клетки выделяются в воду). Развитие с метаморфозом (личинка— планула).
Сцифоидные медузы (корнерот, цианея, гонионема). Обитают только в морях. Стадия медузы преобладает над стадией полипа. Медуза напоминает перевернутый и сильно сплющенный полип. Содержимое медузы представлено сильно развитой мезоглеей (содержит до 98% воды). По краю зонтика имеется скопление нервных клеток в виде ганглиев. Органы чувств: равновесия — статоцисты, зрения — глаза. Кишечная полость представлена системой сообщающихся каналов (четыре радиальных и один кольцевой). Передвижение медуз в воде осуществляется по реактивному принципу за счет выталкивания воды из-под купола при сокращении стенок зонтика. Раздельнополы. Характерно чередование поколений. Размножение полипа происходит стробиляцией — упорядоченное поперечное деление полипа на несколько частей. Половые клетки образуются в энтодерме. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается личинка. После прикрепления к субстрату из нее развивается полип. Подрастая, полип начинает отиочковывать молодых медуз.
Коралловые полипы (актиния, роговой коралл, красный коралл). Существуют только в виде полипа. Обитают на мелководьях тропических морей. Встречаются одиночные (редко) и колониальные формы. Рот окружен либо восемью щупальцами (восьмилучевые кораллы), либо числом щупальцев, кратным шести (шестилучевые кораллы). Имеют наружный известковый или роговой скелет, образующийся из эктодермы, или внутренний скелет, образующийся в мезоглее. В цикле развития отсутствует медузоидная форма и чередование поколений. Размножение бесполое (почкование) и половое. Раздельнополые, половые клетки образуются в энтодерме. Развитие прямое или с метаморфозом (личинка — планула). Известковые скелеты колониальных форм образуют рифы и океанические острова.
Технологическая карта урока. Тема: «Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы».
Горчанинова Л.Ф., учитель биологии
Аннотация. Технологическая карта разработана для 7 класса. Включает в себя групповую, парную и индивидуальную работу обучающихся, с последующим представлением результата работы перед одноклассниками.
Цель: изучение внешнего и внутреннего строения, систематики кишечнополостных животных.
познакомить обучающихся с общей характеристикой типа Кишечнополостные;
изучить особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных; показать особенности строения клеток эктодермы (наружного слоя) и энтодермы (внутреннего слоя);
познакомиться с систематикой кишечнополостных;
сформировать понятие о лучевой симметрии.
выявить общие черты организации; на примере гидроидных и сцифоидных рассмотреть особенности размножения; доказать родство одноклеточных и многоклеточных.
развитие познавательного интереса
развитие памяти и мышления;
развитие творческих способностей.
формировать научного мировоззрения;
воспитывать трудолюбие и дисциплинированность;
воспитывать самостоятельность в принятии решения проблемы, умение отстаивать свои взгляды;
воспитание бережного отношения к природе;
Планируемые результаты обучения:
— формирование целостных представлений о живой природе и роли живых организмов в ней;
— формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности кишечнополостных на примере гидры;
— освоение навыков использования методов биологического исследования — наблюдение и описание мест обитания гидры, образ жизни, внешнее и внутреннее строение, питание, передвижение, дыхания, размножения;
— определение клеток и их функций внешнего и внутреннего слоя тела гидры;
— знание свойств кишечнополостных: раздражимость и регенерация;
— сформировать умение понимать смысл биологических терминов: кишечнополостные, кишечная полость, лучевая симметрия, эктодерма, энтодерма, мезоглея, клетки: эпителиально-мускульные, нервные, промежуточные, стрекательные, железистые, пищеварительно-мускульные, почкование, половые клетки, регенерация, раздражимость.
— анализировать полученную информацию о кишечнополостных
— развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее;
— развитие навыков самостоятельного приобретения знаний;
— преобразовывать информацию из одной формы в другую.
— развитие мотивации к обучению и познанию;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности.
— осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов;
— осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов;
— формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
— сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
— сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
— с формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат
— сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию; умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);
— с формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
— сформировать умение слушать и понимать речь других людей;
— сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Тип урока: у рок изучение нового материала и первичного закрепления знаний;
Средства обучения: проектор, компьютер, видеофильм, магнитная доска, схема строения гидры, опорные слова.
Влажный препарат «медуза», скелеты коралловых полипов, лупы, таблицы «Тип кишечнополостные», «Морские губки и кишечнополостные». Видеофильм «Многообразие кишечнополостных и размножение кораллов».
Микроскоп, препараты гидры, карточки индивидуальных заданий, физическая карта с изображением Большого Барьерного рифа, компьютер.
Приветствие учителя, организация рабочего места и настрой на учебную деятельность. Подают дневник посещаемости
Приветствие и наблюдение за обучающимися.
Проверяет готовность ребят к уроку, создает позитивную атмосферу. Отмечает отсутствующих
Личностные: осознание собственного самочувствия, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности.
Регулятивные: умение организовать свою деятельность.
Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.
Актуализация. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели урока.
На прошлых уроках мы познакомились с представителями подцарства Простейшие, а сегодня на уроке мы продолжим изучать царство животных и познакомимся уже с представителями подцарства Многоклеточные. Для того чтобы выяснить, каких животных мы будем изучать, вам нужно разгадать разгадайте ребус или кроссенс
Работаем в паре. 1 ряд решает ребус. 2-й ряд- кроссенс, 3-й выбирает 1 или 2 задание.
Задание: 1) 1 и 2; 2)Уменьшительное слово 3,4,5
3)1и2 буква; 4) что изображено
Итак, мы определили с вами каких животных будем изучать.
В тетрадь записываем:
Тема урока : «Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность кишечнополостных».
Давайте определим цель: изучить особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных, познакомиться с разнообразием кишечнополостных.
Слушают учителя. Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока и задачи урока.
Проводит беседу по смысловому значению темы урока с постановкой проблемных вопросов. Задавая вопросы обеспечивает повторение изученного материала и устанавливает связь с новой темой. Выводит класс на формулирование темы, цели урока и постановку учебных задач.
Личностные: положительное отношение к процессу познания, желание изучать новое.
Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цель и задачи.
Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Коммуникативные: построение речевых высказываний.
Изучение нового материала
На доске план изучения темы:
3.Систематика (работа по группам)
5).Сообщение о Трамбле
По 1-2 вопросу видео сюжет с последующим обсуждением
Вопросы для обсуждения:
местообитания (пресноводные водоемы, моря, океаны)
размеры, форма тела, симметрия тела (1мм-30м), цилиндрическая, лучевая
способ питания (захват пищи щупальцами)
образ жизни (малоподвижный, прикрепленный, хищники)
По 1-2 вопросу учебник стр25-26
Индивидуальная работа по изучению строения гидры.
Задание: озаглавьте таблицу, составьте и заполните графы.
Обсуждение результатов фронтально.
5. Особенности жизнедеятельности гидры
Обсуждение результатов (фронтально и записать в тетрадь)
1) Питание: внутриполостное и внутриклеточное;
2) Выделение: непереваренные части удаляются через рот;
3) Дыхание: всей поверхностью тела растворенным в воде кислородом — сходство с простейшими ;
4) Размножение: бесполое (почкование), половое (с помощью половых клеток); гермафродиты — организмы, совмещающие в себе признаки и женского и мужского пола.
По 3 вопросу работаем в группах по 5 человек
Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.
(Выступление ученика о работах А. Трамбле) — о чем идет речь?
Характерные особенности кишечнополостных
— 2 слоя клеток (эктодерма, энтодерма)
-клетки тела специализированы
— размножение: бесполое и половое
— высокая регенеративная способность
-дыхание осуществляется всей поверхностью тела
1. Затрудняют судоходство
2. Образуют известь
3. Строительный материал
4. Шлифовка и полировка изделий
6. Ювелирные изделия
7. Употребляют в пищу
Слушают, отвечают на вопросы, анализируют и преобразуют полученную информацию, составляют таблицу, оформляют результаты работы. Работают в группах, обсуждают вопросы, которые возникли в ходе выполнения задания. Делают выводы.
Проводит беседу с постановкой проблемных вопросов, консультирует, проводит обобщение. Организует работу в группах, контролирует правильность выполнения заданий, организует обсуждение результатов работы, отмечает активность работы обучающихся.
Личностные: выполнение предложенной работы ее представление, личная ответственность за общий результат; самоопределение и мотивация к сотрудничеству, понятие ответственности за результат работы. Оценка личных результатов работы.
Регулятивные: удерживание цели деятельности до получения ее результата, оценка весомости приводимых рассуждений, восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи, планирование решения учебной задачи, выстраивание алгоритма действий, корректировка и оценка личных и коллективных результатов.
Познавательные: актуализация и анализ знаний для связи с новым, расширение биологических знаний, воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, презентация информации, интерпретация учебного материала, развитие грамотной монологической речи.
Коммуникативные: распределение обязанностей в группах, планирование учебного сотрудничества, построение речевых высказываний, выступление перед классной аудиторией, вступление в диалог, постановка вопросов.
У пресноводной гидры, медузы и кораллового полипа
1)тело состоит из двух слоев клеток
2)каждая клетка выполняет все функции живого организма
4) тело имеет лучевую симметрию
5) в наружном слое тела располагаются стрекательные клетки
6 ) во внутреннем слое располагаются стрекательные клетки.
Задание 2.(Самостоятельно). Смотри приложение
Задание 3.( Самостоятельно). Смотри приложение
Задание 4 .Взаимопроверка.
Оценивают работу, соотнося цели урока и его результат.
Проводит анализ достижений целей урока, дает оценку успешности работы. Оценивает результаты работы обучающихся, выставляет оценки.
Личностные: рефлексия собственных результатов, осознание себя как члена коллектива.
Регулятивные: оценка и сравнение результатов работы, итоговый контроль деятельности, оценка собственной учебной деятельности.
Познавательные: осознание метода построения нового знания, анализ, сравнение, сопоставление, умение аргументировать результаты работы.
Коммуникативные: комментирование выступления других людей, построение речевых высказываний.
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: саморегуляция; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Наше путешествие в страну кишечнополостных животных подходит к концу. Давайте теперь ответим на вопросы, которые были заданы в начале урока? (ответы учащихся).
— Достигнуты ли цель и задачи урока?
Продолжите любое высказвание:
— Я узнал (а)…
— Меня удивило…
— Работая в группе, я …
— Мне трудно представить, что…
Самооценка работы на уроке.
Оценивает работу всего класса. Организует и проводит рефлексию.
Анализируют выполнение цели и задач урока
Спасибо за активную работу на уроке!
2.Составить "Синквейн" слова гидра 1 строка – 1 существительное (тема)
2 строка – 2 прилагательных (раскрывающие тему)
3 строка – 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка – предложение (отношение к теме)
строка – 1 слово-резюме (синоним темы)
3. пройти онлайн тестирование
Записывают домашнее задание
Объясняет алгоритм выполнения домашнего задания
Таблица. Заполняют обучающиеся
В основании клетки располагается сократительное мускульное волоконце.
Защита от повреждений, изменение положения тела
Имеют чувствительный волосок, стрекательную капсулу с ядом, спирально свернутую стрекательную нить.
Защита от хищников.
Звездчатой формы, с отростками, образуют нервную сеть.
Передача возбуждения к кожно-мускульным и другим клеткам.
Способны к делению и превращению в другие виды клеток. Участие в процессе регенерации.
Крупные, вытянутые, имеют мускульные волоконца, жгутики, образуют ложноножки.
Перемещение пищи в кишечной полости, внутриклеточное переваривание пищевых частиц.
Выделяют пищеварительный сок в кишечную полость.
Задание «Характеристика кишечнополостных»
Запишите номера суждений, против верных поставьте +, против ошибочных –
Кишечнополостные относятся к подцарству Простейшие.
Кишечнополостные относятся к подцарству Многоклеточные .
Имеют двустороннюю симметрию тела.
Имеют радиальную симметрию тела.
Исключительно водные животные.
Есть сухопутные виды.
Имеют эктодерму, энтодерму и неклеточную мезоглею.
Имеют эктодерму, энтодерму и мезодерму.
Появляется нервная система диффузного типа.
Появляется нервная система лестничного типа.
Появляется дыхательная система.
Появляется выделительная система.
Имеют кишечную полость.
В пищеварительной системе только ротовое отверстие.
В пищеварительной системе ротовое и анальное отверстие.
Появилось кишечнополостное пищеварение.
Сохранилось внутриклеточное пищеварение.
Характерно наличие стрекательных клеток.
Есть колониальные формы.
Для большинства характерны две основные жизненные формы: полип и медуза.
Ответы. Задание 4. 1 – нет. 2 – да. 3 – нет. 4 – да. 5 – да. 6 – нет. 7 – да. 8 – нет. 9 – да. 10 – нет. 11 – да. 12 – нет. 13 – нет. 14 – нет. 15 – да. 16 – да. 17 – нет. 18 – да. 19 – да. 20 – да. 21 – да. 22 – да.
Приложение №3. Вопросы по фильму
1. К каким классам относятся животные, которых вы увидели в этой части фильма?
2. На какой стороне тела находится у медузы рот?
3. Каким образом передвигаются медузы?
1) выбрасывают воду из кишечной полости через ротовое отверстие
2) выбрасывают воду из-под купола колоколообразного тела
3) благодаря движениям щупалец, расположенных по краям тела
4. Как называют способ передвижения медузы?
5. Назовите класс, к которому относят колониальный полип физалию — «португальский кораблик».
3) коралловые полипы
6. Какие типы экологических взаимоотношений существуют между живыми организмами? Привести примеры.
7. Какие клетки кишечнополостных убивают свою жертву?
8. Что общего вы увидели в размножении представителей двух классов?
9. Какой самый большой коралловый риф?
10. Какие существуют способы размножения кораллов?
11. Назовите геометрическую фигуру, на которую по своей форме похожи атоллы — острова, образованные колониальными рифами:
12. Какие условия необходимы для размножения и развития кораллов?
13. Каковы особенности строения актинии, позволяющие ей добывать пищу?
14. В чем сходны среды обитания актинии, коралловых полипов, медуз и в чем их отличие?
15. Какие признаки доказывают, что все эти животные, которых вы увидели кишечнополостные?