Часть 1.
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Нажмите , чтобы прослушать запись
Ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.
Манеры — это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемую в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать своё раздражение, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек, прозвищ.
Обязательным условием культурного общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.
Одним словом, о вас скажут ваши манеры. (156 слов)
(Из материалов Интернета)
Часть 2.
Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), или последовательность цифр, которые следует записать в поле ответа.
Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.
(1)Снежный барс имеет и другое общепринятое название — ирбис, и оно укоренилось давно. (2)Ещё в XVII веке русские купцы, торговцы пушниной, переняли это название у местных азиатских охотников, многие из которых говорили на тюркском наречии и произносили это слово как «ирбиз», что означало «снежная кошка».
(З)Снежный барс по ряду признаков занимает промежуточное положение между большими и малыми кошками. (4)С большими кошками барса роднит узор на голове, манера держать хвост, когда животное спокойно, и ещё ряд анатомических особенностей. (5)Зато барс, как другие кошки, может мурлыкать, и, учитывая эту схожесть и с теми, и с другими кошками, барсов порой называют «средними кошками». Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) снежный барс имеет (предложение 1)
2) переняли название (предложение 2)
3) занимает положение (предложение 3)
4) животное спокойно (предложение 4)
5) называют (предложение 5)
Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В списке (1) составленном во втором веке до нашей эры знаменитым древнегреческим астрономом Гиппархом (2) и (3) дополненном позднее Птолемеем (4) значится 1022 звезды (5) но Гевелий (6) последний астроном (7) производивший такие подсчёты без помощи телескопа (8) довёл их число до 1533 (9) однако уже в древности учёные подозревали о существовании большого числа звёзд (10) невидимых глазом.
Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «шёлковое платье», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Выполните орфографический анализ слов. Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «НЕ с деепричастиями пишется раздельно». Найдите это слово. Запишите номер ответа.
Прочитайте текст и выполните задания 6—9.
(1)В поезде на Владивосток в купе со мной ехали молодожёны Галя и Юра, выпускники Московского медицинского института. (2)Галя и Юра были хирурги. (З)Правда, больнице нужен был только один хирург, и Галя решила пока работать терапевтом. (4)Они везли с собой рюкзак с вещами и два огромных чемодана с медицинской литературой и медикаментами.
— (5)А медикаменты зачем? — спросил я.
— (6)А как же? — поспешно сказала Галя. — (7)Там же нет редких лекарств, и Юрин папа посоветовал нам взять самые необходимые. (8)Папа у Юры хирург, и какой! (9)Он Юре подарил замечательные хирургические инструменты!
— (10)По наследству, значит, профессия? — спросил четвёртый наш сосед, строитель из Сибири.
— (11)Конечно, — улыбнулся Юра.
— (12)Это хорошо, когда по наследству, — мой сын тоже строителем будет, как я, — обрадованно сказал сибиряк.
(13)Рано утром в вагоне раздался болезненный женский крик из соседнего купе.
— (14)Что случилось? — спросил я пробегавшую мимо проводницу.
— (15)Женщине плохо, умирает! — крикнула она.
— (16)Пустите, — Галя с Юрой уже пробирались через толпу к больной. — (17)Что с вами?
(19) Она показала рукой на живот.
(20) Юра нажал на живот и больная вскрикнула.
— (21)Нужна сложная операция, — сказал Юра. — (22)Сколько до ближайшего города?
— (23)Три часа пятнадцать минут, — ответила проводница.
— (24)Плохо. (25)А поближе что-нибудь есть?
— (26)Посёлок через двадцать шесть минут.
— (27)Больница там есть?
— (29)А узнать можете?
— (З0)Узнать можно, радиограмму дадим, только там поезд по расписанию не останавливается.
— (31)Надо, чтобы остановился, — резко сказал Юра.
(32)Скоро проводница сообщила, что в посёлке больницы нет, но есть медпункт, и что там всё подготовят для операции.
— (ЗЗ)Доктор нужен, понимаете? (34)И опытный!
— (35)Врач прилетит самолётом из соседнего города, — сказала проводница.
— (Зб)Когда прилетит врач? (37)Через час, через два? (38)Поздно!
(39)И тут заговорила молчавшая до сих пор Галя.
— (40)Посёлок минут через десять, готовься к операции. Юра.
— (41)Ты сошла с ума!
— (42)Готовься, — твёрдо повторила Галя. — (43)Ты начнёшь оперировать.
— (44)Я не хочу быть убийцей. (45)Здесь опыт нужен, а я. что я умею?
— (46)Ты же год ассистировал профессору, — тихо сказала Галя. — (47)Он не раз делал такие операции.
— (48)Он оперировал, он! — закричал Юра. — (49)А я только ассистировал! (50)Смотрел, понимаете, смотрел! (51)И потом: почему я? (52)Галя тоже ассистировала этому профессору. (53)Оперируй! (54)А я боюсь! (55)Боюсь!
(56)Теперь мы смотрели на Галю.
— (57)Хорошо. (58)Я попробую, — сказала Галя.
— (59)Ты понимаешь, за какое дело берёшься? — сердито спросил Юра. — (60)Это же сложнейшая операция, трудная даже для специалистов, даже в условиях больницы. (61)Опыта у тебя нет, ты же убьёшь её!
— (62)Мы врачи. Юра, — помолчав, заговорила Галя. — (63)А врач не может смотреть, как умирает человек. (64)Он должен попробовать спасти его. (65)Если он настоящий врач.
(66) И я подумал, что она уже настоящий врач, потому что хирургом, терапевтом человека делает опыт, а врачом он должен быть с самого начала своей работы.
(67) Поезд остановился:
— (68)Выносите больную, — сказала Галя.
(69)Мы вышли из вагона, и вместе с нами вышел Юра.
— (70)Галя! — крикнул он. — (71)Хочешь, я буду ассистировать?
— (72)Конечно, Юра. (73)Спасибо тебе.
— (74)Мы сидели около медпункта, курили, смотрели на уходящий поезд.
— (75)А может, сын мой врачом будет? — неожиданно спросил сибиряк-строитель. — (76)Чёрт с ней, с наследственной профессией! (77)Молодец Галочка, побольше бы таких врачей!
— (78)Ну, что ж, вполне возможно, что твой сын будет врачом, или всё-таки строителем, или машинистом. (79)Не это главное. (80)Главное, чтобы он был Человеком — в любой профессии. (81)Человеком с большой буквы, как Галя.
* Сергей Абрамов — советский и российский писатель, журналист и общественный деятель.
Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Молодожёны Галя и Юра ехали на работу во Владивосток и везли с собой два чемодана с вещами.
2) Юрий унаследовал профессию отца.
3) Хирургом, терапевтом человек должен быть с начала своей работы.
4) Страх заставил Юрия отказаться оперировать больную.
5) Галя согласилась сделать сложнейшую операцию погибающей больной.
Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) В поезде на Владивосток в купе со мной ехали молодожёны Галя и Юра, выпускники Московского медицинского института.
2) Он Юре подарил замечательные хирургические инструменты!
3) Рано утром в вагоне раздался болезненный женский крик из соседнего купе.
4) Скоро проводница сообщила, что в посёлке больницы нет, но есть медпункт, и что там всё подготовят для операции.
5) Ну, что ж, вполне возможно, что твой шестилетний сын будет врачом или всё-таки строителем.
Выполните лексический анализ слова. Найдите в тексте синонимы к слову ВРАЧ (предложение 35). Напишите один из этих синонимов.
Часть 3.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того, чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Ну, что ж, вполне возможно, что твой сын будет врачом, или всё-таки строителем, или машинистом. Не это главное. Главное, чтобы он был Человеком — в любой профессии». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение выражения ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого можно назвать Человеком с большой буквы?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Снежный барс относится к представителям диких кошек. Однако внешность у хищника довольно уникальная, не похожая на обычных представителей кошачьего семейства.
Отличие благородного снежного барса от домашней кошки огромно. У снежного барса также не очень много общих признаков с родственниками — леопардами и ягуарами. Одним словом, речь об особенном животном.
Живут снежные барсы в очень неприступных горах, а это одно из доказательств их ума. Пока их родственники обитали в Африке, мучаясь от невыносимой жары, голода и жажды, предки барсов надумали отправиться на север. Невзирая на суровые снежные условия, барс смог добиться значительных успехов, которых только может достичь животное.
Именно по этой причине человек так и не решил для себя, к каким животным относить снежного барса — к злым и добрым. Правильно — ни к тем, ни к другим, так как барс живет сам по себе. Снежный барс живет в горах, и у него нет врагов. Барс представляет собой вершину эволюции в ареале обитания. А таких результатов редко добиваются животные. Даже грозные львы имеют много врагов, поэтому они выживают, сбиваясь в стаи.
Барсу не нуждается в стае. Он охотится и живет один.
Снежный барс — один из сильнейших хищников, ведь он может покончить с животным, которое тяжелее его в три раза. Барс охотится, в основном, на горных козлов.
Еще интересный момент — ирбису нравится есть в своем жилище. Он не такой как другие звери, не стремится быстрее проглотить добычу. Нет, он попросту убивает какого–либо козлика, а затем несет его не спеша в логово.
Дорога по скалам очень сложная, тем более когда в зубах тяжелая туша, поэтому барс и не спешит. Несмотря на все трудности, он предпочитает донести пищу домой, чтобы спокойно насладиться едой в течение нескольких дней. Холод и снег не дают мясу испортиться, поэтому у барса всегда свежая и вкусная еда.
По физическим параметрам снежный барс также является особенным животным. Таким его постепенно сделала суровая среда вокруг. Животное сложено буквально из мышц, что придает ему молниеносность и ловкость, поэтому ему так хорошо живется в горах.
Кроме того, барс способен прыгнуть вверх на 10 метров, то есть на высоту трех этажей. И что интереснее, может удачно и грамотно приземлиться, и все это в горах, где любой острый выступ несет неминуемую смерть.
Физическая сила не делает барса агрессивным животным. Без причины он не убивает. Случаи нападений на человека единичны. Барс скорее тихо удалиться, чем атакует бесцельно.
В горах снежный барс — это основа природы. Живут барсы 10—12 лет, но если животное исчезнет — будет покончено со всей экосистемой.
Топ — 15 интересных фактов о снежном барсе
- В отличие от больших кошек, снежный барс умеет мурлыкать и не умеет рычать.
- Котята ирбиса хорошо приручаются.
- Потомство самка приводит раз в 2-3 года. Полностью самостоятельным молодняк становится к трем годам.
- Ирбис предпочитает охотиться на добычу крупнее себя или соответствующую его размерам.
- Свое логово эта кошка устраивает в расщелинах скал или пещерах и занимает его по несколько лет.
- Длинный хвост помогает снежному барсу удерживать равновесие во время прыжка.
- Поначалу ученые относили ирбиса к роду пантер, но затем выяснилось, что снежный барс состоит в родстве с тигром.
- Снежный барс, догоняя свою добычу, может совершить прыжок до 6 м в длину.
- Ирбисы находятся под охраной в 20 странах и охота на них запрещена.
- Язык снежного барса оснащен специальными бугорками, с помощью которых он отделяет мясо от костей. Также с помощью языка животное умывается.
- Снежные барсы единственные кошки, которые приспособились жить в суровых условиях высокогорья.
- Подушечки лап снежного барса, словно у рыси, покрыты шерстью.
- Окрас шерсти снежного барса помогает ему оставаться незаметным среди скал.
- Самцы, проживающие на одной территории, никогда не проявляют друг к другу агрессии.
- Во многих азиатских странах ирбис – символ власти, благородства и силы.
снежный барс из Красной книги
• крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих, снежный барс
• крупное хищное млекопитающее из семейства кошачьих, обитающее в горных массивах Центральной Азии
• хищник в Гималаях
• кошка в Гималаях
• горец в кошачьем семействе
• барс из «Красной книги»
• леопардовый абориген Памира
• снежный барс, живущий в горах
• барс горной национальности
• альпинист среди барсов
• хищная кошка в горах
• гроза горных козлов и баранов
• хищная кошка, обитающая в горах
• горный азиатский барс
• барс снежной национальности
• барс снежных вершин
• барс, гоняющий горных коз
• барс, бегающий по склонам гор
• барс, гоняющий архаров
• зверь на гербе города Бишкек
• зверь на банкноте в 10000 тенге
• Снежный барс, хищное млекопитающее семейства кошачьих
• Крупное млекопитающее семейства кошачьих, снежный барс
• барс из "Красной книги"
• м. монгольск. сибирский барс, Felis irbis