Кольца – это тип уплотнений, достаточно широко используемый в автомобильной промышленности и в различных машинах и устройствах. Иногда требуют соответствующей смазки. Но как ее правильно подобрать?
Кольцо – это общее название для уплотнения типа o-ring, то есть в вольном переводе «круглый круг». Проще всего его можно определить как закрытое кольцо с круглым сечением, ну а кто-то скажет, что это прокладка формы тора. Обычные прокладки бывают прямоугольные или квадратные. Также можно встретить и другие виды, например, x-кольца, которые имеют поперечное сечение в форме этой буквы.
Как работают кольца?
Секрет заключается в их форме и материалах, используемых для их производства. Благодаря тому, что прокладка имеет круглое сечение, то оказываемое на нее давление распространяется во всех направлениях. Конечно, это описание сильно сокращено, но смысл примерно в том, что уплотнительное кольцо под оказываемым давлением просто плотно заполняет защищенное пространство.
Очень важно и то, из какого материалы изготовлены данные комплектующие. Часто говорят, что уплотнительные кольца изготовлены из каучука или резины. Но это лишь принятый ярлык. Этот тип уплотнения производится из широкого спектра эластомеров. Одни лучше переносят статические нагрузки, т. е. давление, другие – динамические нагрузки, поэтому подходят, например, для огнестрельного оружия и подвижных элементов. Еще они устойчивы к воздействию различных химикатов и высоких температур.
Самые популярные и наиболее часто используемые – это уплотнительные кольца NBR, т. е. из бутадиенакрилонитрильного каучука. Они гибкие, хорошо работают при температурах от -40 градусов до +100, работают в контакте с маслом или бензином, но не устойчивы к тормозной жидкости.
Кольца VMQ изготовлены из силикона, выдерживают температуру свыше 200 градусов и большинство агрессивных химических веществ, но очень легко стираются.
В свою очередь, уплотнительные кольца EPDM, т. е. из каучука этилен-пропилен-диен-мономера, они очень долговечные, но не выдерживают контакта с бензином или маслами. Часто они устанавливаются в оборудовании бытовой техники.
Уплотнительные кольца FPM являются негорючими, их используют в самолетах, на заводах. В общей сложности существует еще несколько десятков видов уплотнительных колец со своими специфическими свойствами, каждый из них требует соответствующую смазку.
Силиконовая смазка
Среди многих людей бытует мнение, что кольца смазываются, например, техническим вазелином. Это неправильное решение, потому что ведь часть из них не устойчива к воздействию масла, включая минеральные. Так что если мы не знаем точно, с чем имеем дело, то лучшим выходом будет силиконовая смазка. Существуют специальные силиконы для смазки уплотнительных колец, которые вызывают их разбухание, поэтому обеспечивают лучшее заполнение пространства.
Однако всегда стоит помнить о том, что для каждого типа уплотнительных колец подходит разная смазка. Если вы беретесь за серьезный ремонт, то должны не только подобрать подходящие прокладки, но и купить для них соответствующие смазочные материалы. Если вы не уверены в своем выборе, проконсультируйтесь у продавца-консультанта, он всегда поможет в покупке. Однако если меняете уплотнительные кольца, например, в системе кондиционирования, то спокойно можете взять силикон, не боясь, что что-то повредите.
Добрый день, коллеги!
Как известно, на своих ошибках учатся, как правило, дураки. Вот и у меня выпала именно такая возможность, поучиться на своем собственном опыте 🙂
Владельцы автоматических кофемашин знают, что для нормального функционирования кофемашины, ее заварочный узел нуждается в периодической смазке. Когда заводская смазка со временем вымывается, поршень заварочного узла начинает заедать, в результате кофемашина перестает формировать таблетки из молотого кофе, а вместо этого кофе просыпается внутрь корпуса.
У меня в пользовании кофемашина DeLonghi Magnifica. Как часто бывает, заводская смазка закончилась внезапно, и кофемашина встала. Сам я кофе пью редко, но зато нытье других домочадцев началось в первый же день простоя :))
Следует отметить, что для смазывания заварочного узла любая смазка не подойдет. Так как смазка контактирует с водой и молотым кофе, она должна иметь пищевой допуск NSF H1.
Специальная силиконовая смазка для кофемашин OKS 1110, имеющая пищевой допуск (фото 4), стоит каких-то неразумных денег — около 600 руб. за маленький тюбик 10 гр. В нашем городе в наличии ее нет, заказ только через интернет-магазины.
Поэтому решено было заменить ее на более дешевую силиконовую смазку для тормозных суппортов SLIPKOTE 220-R Silicone DBC, которая также имеет пищевой допуск NSF H1 и такую же, как у OKS 1110, консистенцию NLGI 3. По рабочей температуре тоже подходит (до +288 градусов C). Заказал, тюбик 85 гр. стоит около 1200 руб. Тоже недешево, зато в пересчете на один грамм получается намного дешевле, да и в автомобиле можно применять, если потребуется.
Чтобы кофемашина не простаивала, пока ждал заказ, решил временно смазать заварочный узел имевшейся в наличии силиконовой смазкой SILICOT от фирмы ВМПАвто. Пищевого допуска у нее не указано, зато написано, что не токсична, предохраняет резину от пересыхания, работоспособна до +230 градусов С (фото 5, 6):
Так получилось, что кофемашина проработала на смазке SILICOT около трех недель, при этом машина функционировала нормально. Наконец выбрал время для повторной замены смазки. Извлек заварочный узел, разобрал его и был неприятно удивлен. Всего за три недели, уплотнительные кольца на поршне заварочного узла заметно увеличились в диаметре. Если до смазывания смазкой SILICOT они плотно обжимали поршень, то теперь свободно на нем болтались (фото 7-9):
Запасных колец у меня не было, поэтому тщательно отчистил все детали от смазки SILICOT и смазал их уже SLIPCOTE 220-R (фото 10-14):
Надеюсь, что смазка SLIPKOTE будет более нейтральна к резине. По крайней мере, в описании смазки заявляется совместимость с резиной (фото 15):
Через месяц проверю, в каком состоянии будут резиновые колечки при контакте со смазкой SLIPKOTE, а пока буду искать новые кольца, так как разбухшие старые заметно препятствуют свободному ходу поршня, что увеличивает нагрузку на механизм кофемашины.
Надеюсь, мой негативный опыт будет вам полезен, учитесь на чужих ошибках, тестируйте смазки на совместимость с материалами.
Всем добра и вкусных напитков, до связи!
PS. Артикул смазки SLIPKOTE 220-R Silicone DBC: Huskey 72983
Эксперты «За рулем» испытали 16 препаратов на основе силикона и только три из них могут безоговорочно рекомендовать.
С приходом настоящих холодов у всех автомобилей, независимо от статуса, начинаются схожие неприятности. Не открываются дверь и стекло — примерзли. В салоне появляются противные скрипы и прочие посторонние звуки. И от всех этих бед существует панацея — силиконовая смазка. По заявлению производителей, она легко справляется и со скрипами, и с примерзаниями, и даже с коррозией.
Мы решили проверить реальные способности силиконовых смазок — и приобрели 16 препаратов. В нашей фотогалерее они расположены в алфавитном порядке. Результаты испытаний относятся только к конкретной выборке товаров, а потому не могут служить основанием для оценки продукции той или иной фирмы в целом.
Программа и методика испытаний
В преддверии зимы нас в первую очередь интересовало, насколько хорошо препараты работают на морозе. Поэтому мы поместили их в морозильник, где продержали сутки при температуре —25 °C.
Цель: убедиться в том, что подобную автохимию можно возить зимой в багажнике машины.
Следующий этап — испытание способности противостоять примерзанию. Обработанные и пронумерованные резиновые заготовки разместили на увлажненных стеклянных и окрашенных металлических пластинах — опять-таки при температуре —25 °C. Спустя 24 часа проверили, не примерзла ли какая-нибудь намертво.
Кроме того, решили убедиться, что препараты не растворяют обработанную ими резину. Для этого эталонные резиновые заготовки, покрытые силиконовыми смазками, выдержали при комнатной температуре в течение 48 часов, после чего прижимали с тарированным усилием каждую заготовку к белой безворсовой бумаге и визуально определяли степень загрязнения. В качестве бонуса сравнили разные упаковки: аэрозольный баллончик, роликовый, с триггером и пузырек.
Цена 150 руб.
Объем 50 мл
Средство в роликовом исполнении отработало практически без замечаний. Цена приемлемая. Рекомендуем.
Смазка хоть и слегка, но всё же примерзла со своей резиновой заготовкой к тестовому стеклу. И резину она слегка подрастворила.
Цена 320 руб.
Объем 400 мл
Аэрозольный препарат отработал без замечаний. Рекомендуем.
Цена 150 руб.
Объем 210 мл
Аэрозоль на морозе распыляет силикон неважно, наблюдается каплеобразование. Обработанная резина чуть-чуть растворяется.
Цена 105 руб.
Объем 140 мл
Аэрозоль отработал неплохо, но обработанная им резина пачкается.
Цена 270 руб.
Объем 650 мл
Аэрозольное средство вело себя хорошо, однако слегка растворило обработанный им резиновый образец.
Цена 405 руб.
Масса 284 г
Цена 185 руб.
Объем 100 мл
Губка-аппликатор на морозе стала довольно черствой, с трудом пропускала препарат. Но в целом — нормально.
Цена 145 руб.
Объем 400 мл
Аэрозоль чуть замешкался на морозе, но потом одумался. Иных замечаний нет.
Тюбик на холоде зачерствел, но порцию препарата все-таки выдал. Обработанная резиновая заготовка слегка примерзла к стеклу. Цена не понравилась.
Цена 130 руб.
Объем 200 мл
Аэрозоль на морозе обрел задумчивость, но все-таки отработал. Других замечаний нет.
Цена 160 руб.
Объем 200 мл
На морозе микропомпа вышла из строя, препарат окаменел. После оттаивания выяснилось, что он расслоился. К дальнейшим испытаниям не допущен.
Упаковка напоминает древнюю масленку, пользоваться ей не очень удобно. Но выступил препарат неплохо, разве что резину чуть растворил.
Цена 280 руб.
Объем 450 мл
Аэрозольное средство позволило испытуемым резинкам слегка примерзнуть к тестовым стеклам. При этом сами резинки начали пачкаться.
Цена 170 руб.
Объем 30 мл
Губка-аппликатор на холоде изрядно отвердела, однако препарат через нее всё же поступал. В целом всё хорошо — кроме цены.
Цена 250 руб.
Объем 400 мл
Аэрозоль проявил себя неплохо. Единственный минус — резина после обработки стала пачкаться.
Какой силикон лучше?
Хранение на морозе понравилось не всем смазкам. Препарат Pro-Brite Silicon Spray РН4233 мы вообще сняли с дальнейших испытаний. Мало того что содержимое окаменело, так еще и микропомпа пульверизатора треснула. Когда средство оттаяло, стала понятна причина: силикона внутри почти не оказалось, одна вода.
На этом же этапе выяснилось, что препараты, у которых смазка подается через губчатый наконечник, мороз также недолюбливают. Явных отказов мы не зафиксировали, но на морозе губки становились жесткими, пользоваться таким препаратом было затруднительно. К тому же губки быстро загрязнялись. А вот аэрозоли холодов не испугались. Но у них другой недостаток: при обработке дверных уплотнителей обязательно заливаешь силиконом всё вокруг. Предпочтительнее «ролики» — препарат расходуется экономно, мороза они не боятся.
Испытания на примерзание все испытуемые выдержали. Однако три средства из оставшихся пятнадцати (№ 2 — Eltrans EL‑0502.05; № 10 — Liqui Moly Art. 7655; № 14 — Runway RW6149) прилипли вместе со своими резиновыми заготовками к стеклянным поверхностям. Правда, несильно: заготовки довольно легко покинули насиженные места. Преодолеть столь незначительное усилие (около 2 ньютонов) по плечу любому стеклоподъемнику. Остальные заготовки оторвались практически под действием силы тяжести.
В ходе проверки взаимодействия силиконовых смазок с резиной откровенных провалов не зафиксировали. Чуть хуже других проявили себя № 2 — Eltrans EL‑0502.05, № 4 — Felix, № 5 — Fill inn FL117, № 6 — G‑Power GP‑508, № 13 — Rexant Артикул 09–3930, № 14 — Runway RW6149, № 16 — Калашников. Остальные смазки обошлись без замечаний.
Хороши препараты № 1 — AVS Crystal AVK‑102, № 3 — Eurol silicone multi spray UN1950, № 7 — Hi-Gear Silicone spray HG5501. Ни одного нарекания! Учитывая стоимость единицы продукции, предпочтение мы отдаем голландскому № 3.