Тайцы | |
---|---|
Современное самоназвание | ไทยสยาม |
Численность | 90 млн. чел |
Расселение | |
Язык | тайский |
Религия | буддизм (тхеравада) |
Входит в | Тай |
Родственные народы | лао, чжуаны, буи, шань, тхо (таи) и др. |
Медиафайлы на Викискладе |
Тайцы (тайск. ไทยสยาม thịy s̄yām, ชาวไทย chāw thịy, ชาวสยาม chāw s̄yām) — коренное население Таиланда. Вероисповедание — буддизм. Язык — тайский. Иначе их называют сиамцы или кхонтаи. Численность — 90 млн чел., в Таиланде проживает 64,2 млн. Родственные им народы лао, чжуаны, буи, шань, тхо (таи) и др. называют общим термином таи. Их язык входит в более крупную семью тай-кадайских народов. Этимология слова «тай (тхай)» — «свободный», то есть то же, что в Европе означало слово «франк».
Содержание
Происхождение и ранняя история [ править | править код ]
Человек на территории Таиланда обитает с палеолита. В начале 1 тысячелетия здесь обитали мон-кхмерские народы. В VII веке здесь было государство Дваравати (позже — Лопбури). В VII-IX веках — государство Харипунджая со столицей Лампун. Тайцы первоначально жили на Юньнаньском нагорье в Китае, откуда в XIII веке последних тайцев вытеснили монголы. Затем они постепенно заселили долины Менама, Меконга, Салуина и вытеснили мон-кхмеров. В XII-XIII веках они создали государство Сукхотаи. Была основана столица — Аютия (Аютхайя), царство стало называться Аютия или Сиам. Первый король Сукхотаи — Рамакхамхаенг Великий (1275—1318), первый король Аютии — Раматиббоди I (1350—1369).
На протяжении всей истории Сиам (или Таиланд) был королевством. В XVI—XIX вв. Таиланд неоднократно переживал попытки колонизации со стороны ряда держав Европы: португальцев, голландцев, англичан и французов, но Королевству Таиланд неизменно удавалось отстаивать свою независимость и остаться единственным государством Юго-Восточной Азии не ставшим колонией.
Тайцы позаимствовали у кхмеров некоторые достижения культуры, например, письменность. Буддизм проник сюда в XIII в.
Быт и хозяйственная деятельность [ править | править код ]
Традиционные занятия — сельское хозяйство, основная культура — рис. Дополнительно выращивают злаковые, тутовник, овощи, чай. Развито огородничество и садоводство, выращивают бананы, цитрусовые, рамбутан, манго, яблоки, персики и др. Разводят скот — буйволов и лошадей (как рабочую силу), коз, коров, свиней, кур, уток.
Рыболовство у тайцев развито речное и морское, но по технике одно от другого мало отличается. Есть чисто рыболовецкие селения. Основные промысловые рыбы (и прочие морепродукты): форель, камбала, минога, карп, окунь, сом, налим, креветки, трепанг, морская капуста. В рыболовстве используется тяжелый бот (рыа пет), бамбуковые ловушки.
Среди ремесел очень почетна резьба по дереву (применяется в строительстве). Это сложная профессия, обычно она передается по наследству. В ювелирном деле развита только обработка камней. Золотые и серебряные изделия изготовляют обычно бирманцы. Основные женские ремесла — ткачество и гончарство. Почти в каждом доме есть ткацкий станок.
Основная утварь в доме — из тыквы, кокосов, бамбука, но для варки пищи используется керамика. Бытует фарфор, но изготовляется он чаще местными китайцами.
Из транспорта очень популярны лодки — сампан, лорчи (транспортная лодка большой грузоподъемности, парусная). Столица Таиланда, Бангкок (по-тайски Крунг-Тхеп, или «город ангелов») изрезан каналами (клонгами), иногда целые семьи живут прямо на воде, в лодках. Поэтому Бангкок называют «Венецией востока». В старом Сиаме водные пути были главными. В XV—XVI веках Сиам славился судостроением. Речной транспорт и сейчас важен, но к нему добавились автотранспорт и авиация.
Традиционное жилище — свайный дом (характерен вообще для многих стран востока, спасает от наводнений), прямоугольный, каркасный, имеет 2-3 комнаты, обычно 1 этаж, веранду. Пол бамбуковый, конёк прогнутый. На севере строят не свайные дома, а на фундаменте. Развито культовое зодчество. Основным типом храма является пагода в виде ступы (по-тайски — прачхеди).
Основная пища: рис, рыба и овощи. Мясо едят редко (по праздникам, утки, куры, свинина). Молоко не пьют. Рис варят, овощи употребляют сырые, варят или жарят на растительном масле, обычно это томаты, тыква, огурцы, редис, бобы, горох, лук и т. д. Важны фрукты. Употребляют острые соусы, из рыбы с перцем. Едят обычно всей семьей, на веранде или на кухне. Сидят на циновках вокруг плоского подноса или низкого столика.
Одежда — панунг — несшитые штаны (намотанные, обычно у мужчин, но носят их и женщины), рубашки. У женщин также — несшитые юбки и кофты. Женщины используют широкий шарф (пахом). Головной убор — шляпа из пальмовых листьев. Обувь — сандалии, но часто ходят и босиком.
Культура [ править | править код ]
До 1932 г. в Сиаме была абсолютная монархия. Короля почитали как бога. Простые смертные не имели права приближаться к королю иначе, как на коленях. Король обладал высшей законодательной и судебной властью, был главнокомандующим всех вооружённых сил, верховным покровителем господствующей религии — буддизма. В 1932 г. произошёл переворот, была принята конституция, в 1939 г. Сиам переименовали в Таиланд, но король по-прежнему обладает довольно большой властью.
В тайском языке существует несколько разновидностей. Так, одним стилем говорит простой народ, совершенно по другому говорят при королевском дворе. Там существует свой язык.
Большое влияние на жизнь тайцев оказывает буддизм. В Бангкоке около 400 храмов. Наиболее крупный — Бенчам-обопит, сооружённый из белого мрамора (в переводе — Мраморный храм). Как и в соседних странах, здесь большое число буддийских монахов, которые не имеют права работать, а могут жить только подаянием.
В Таиланде несколько видов театра: кхам-пхак, или нангтхалон (кукольный), кхон (актёров в масках), нан (экранизированный), йик (сатирический). На С.-В. Таиланда был издавна распространён жанр мор лам (народная драма). На юге древнейшим является жанр лакхон нора или Манора (малайского происхождения). Это — танец или танец-драма, где действуют три персонажа: принц (Будда), принцесса и клоун. Принцесса Манора — мифический персонаж, полуптица, полуженщина. Позднее возник жанр лакхон нок, отличающийся грубоватым юмором. Придворный вариант драмы — лакхон най, где играют мужчины, также танцевальный. Основными сюжетами были сюжеты из «Рамаяны». На юге развивался народный театр Ликай, с элементами оперы. В нём заметно влияние ислама.
Тайский национальный оркестр называется пситпат. В него входят ксилофоны, цимбалы, гонги, барабаны.
В литературе у кхонтаи первой была заимствованная из Индии и Цейлона культовая литература типа «Жизнеописаний Будды». Затем появились свои летописи. Местные традиционные космогонические мифы — нитти. Местный жанр любовной поэзии и песни — клон пет тон (строфа — две октавы). Частым персонажем является Кина Ре — полуженщина, полуптица. В литературе заметно влияние Индонезии и Китая.
Широко известен вид местного единоборства, тайского бокса (или муай-тай, в переводе «свободный бокс»). Имея сходство с каратэ, он имеет также и отличия, для него очень характерны удары ногами, и широкое применение ударов коленями и локтями.
Сегодня хочу вам рассказать про жизнь тайцев, про их менталитет и как они живут. Помню, как первый раз прилетел в Таиланд. Нашему самолету подавали трап, и я впервые увидел тайца. Нет, я конечно и раньше видел азиатов, например, в моем родном городе Владивосток, очень много китайцев и вьетнамцев. По менталитету они другие люди, другие традиции, другие нравы. И вот мы в самолете, ждем трап и когда я посмотрел в иллюминатор, увидел тайца на полосе аэродрома. Вроде ничего удивительного, но мне было интересно.
Было видно, что он любит свою работу. На нем были черные очки, ярко салатовый жилет с серебристыми полосками. Он гордо ходил и махал своими ракетками и на вид был загорелый как негр. И вот нам подали трап, когда я спускался, я почувствовал, как тысячи кондиционеров теплого воздуха меня обдувают. Рабочие тайцы улыбались нашей группе. Вообще для тайца работать в аэропорту это престижно. Зарплаты у них не маленькие, даже у носильщиков багажа, да и шаренки у них хватает, тем более в таком большом аэропорте. Основную массу народа я уже увидел в аэропорту, там конечно были практически все национальности мира. Интересно было наблюдать за арабами, деловые перцы в белых мантиях.
Идут, чирикают на своем языке. Тайские пограничники любят улыбаться русским, особенно русским девушкам. Да и вообще наши соотечественники оставляют больше всех денег в Таиланде. За это нас и любят, наверное, но не у всех тайцев улыбка до ушей. Теперь хочу перейти к укладу жизни тайцев. Это все понятно, улыбаются не нам, а нашим денежкам. Особенно это касается туристических городов.
В Таиланде я уже живу практически один год. Мало, но все же..На чал потихоньку разбираться в людях. Вообще раньше, ну если взять 90-е тайцы в туристических городах были еще не так испорчены туристами. Цены были дешевле, и отношение было гораздо лучше. В Паттайе очень большой поток туристов каждый год. И деньги в туристические города потекли рекой, а важно помнить, что деньги портят человека. Ведь каждый таец, да даже приехавший камбоджиец или лаосец пытается заработать на фарангах (туристах).
Так тайцы называют туристов. В Латинской Америке туристов, например, называют гринго. Ведь если посмотреть, в Паттайе практически большинство тайцев ездят на престижных иномарках, живут в шикарных домах. Напрашивается вопрос. Откуда у людей деньги? Ведь в Таиланде, не настолько высокооплачиваемые зарплаты. Вот и получается то, что тайцу найти работу не проблема, а вот иностранцу еще придется постараться, чтобы устроиться официально и получать не копейки, а достойную зарплату.
Особенно хорошо зарабатывают в Таиланде врачи. В госпиталях туристов обдирают как липку, вот поэтому и зарплаты по 2000$. Вообщем в туристических городах такой уклад жизни, заработать как можно больше на туристах. Помню как то сели в первый тук-тук. Народа было не так много. Сидела пожилая тайка, дедок и две тайки. У всех была такая мина на лице. Хмуро смотрели на нас, типа, какого хрена вы сюда приехали. Отбоя от вас нет. Понаехали тут.
Никто нам до ушей не улыбался и это понятное дело. Потому как люди были загружены своими проблемами и до туристов им нет дела. Что они есть, что их нет. Поначалу я так и подумал, что никто особо нам тут не рад и дружные национальные хороводы мы водить не будем. Как то в один из солнечных дней мы решили покататься на байке.
Решили изучить местные окрестности, я их и сейчас изучаю, что не быть полным профаном. Поехали за город. Едем по трассе и видим слонов. Решили остановиться посмотреть. Ведь в живую так близко мы не видели слонов. Тайцы отнеслись с пониманием. Один таец даже сфотал нас со слонеком и не попросил за это денег. В Паттайе бы с нас содрали за такое удовольствие 100 бат. Посмотрели слонов, погладили. Кожа у них конечно грубая и шершавая, не слоны, а броненосцы.
Поехали дальше, доехали до небольшого озера. На озере пожилой таец и тайка ловили рыбу. Нам было интересно посмотреть на озеро, да и тайцы к нам проявили интерес. Пожилая тайка потрогала руку у моей жены. Мы тогда еще были не особо загорелые, ей было интересно, как будто она в своей жизни не видела иностранцев. Разглядывала волосы, у моей жены они очень красивые, сам любуюсь иногда. У нас даже с ними получился бы диалог если бы мы знали тайский язык. Мы только улыбались друг другу. Такие тайцы обычно приветливые, проявляют дружелюбный интерес.
С такими заговорить очень легко. Жалко я не знаю языка, знал бы о жизни тайцев еще больше. Ведь про ихнею жизнь я знаю только поверхностно..А ведь если взять север Таиланда, я уверен там люди живут другие, не такие как в курортных городах. Тайские крестьяне далеки от этого и жизнь у них проще и проблемы другие. Как прокормить своего буйвола и семью. Посадка риса для них святое. За счет этого они живут..А как живут? И где? У вас возникали хоть раз такие вопросы? Ведь не все могут себе позволить жить в шикарных домах с бассейном и обслугой.
Такие тайцы строят себе сами дома из подручного материала. Многие их называют крестьянской халупой. Для кого-то она может быть и халупа, а для них это дом. И денежки они ой как экономят. Потому что им никто не поможет кроме себя, а сидеть на паперти тайцы не любят. Лучше работать до пота и крови чем унижаться на переходе.
И традиции они свои чтят и уважают. Вот эти люди это и есть основа Таиланда. На них держится культурное наследие и традиции. Да, у них нет развитой инфраструктуры как в туристических городах, зато есть душа. Ведь именно тайские кретьяне вам могут дать кров и покушать. Послушать историю заплутавшего путника. Понять и простить.. Шучу! Ну, вообщем кретьяне они более открытые и приветливые, чем в туристических городах. В туристических городах свои законы. Законы каменных джунглей. Без денег вы тут никому не нужны и даже соотечественники тут друг друга не выручают.
В отель никто просто так переночевать не пустит. Покушать вам не вынесут в тарелочке. Куда не глянь, все за деньги. Особенно если плохо знаешь язык и пытаешься что то спросить, все сразу начинают фыркать..Ну и самая худшая ситуация если вас полностью обокрали, как одного моего знакомого. Познакомился он с немцем. Разговорились, решили выпить. Ну и подсыпал немец ему, какую-то гадость. Очнулся мой знакомый, обрыганый в туалете в одних трусах. Украли все! Ну, только паспорт по мойму остался. И никто ему особо не помог, пока сам не выкрутился.
В других провинциях, крестьянских деревнях, все по-другому. Совершенно иной уклад жизни. Кстати для заметки, а вы знаете, что среди наших соотечественников есть, и нелегалы у которых уже давно просрочена виза. Обычно такие русские селятся в глухих деревнях и никуда не спешат уезжать..И я их хорошо понимаю.. Некоторых абсолютно ничего не ждет на Родине. Некоторые даже бросают свой бизнес. Принимают буддизм..
И таких людей мало по Таиланду. Никто не торопится назад в суровые зимы..Работают среди тайцев, сажают рис, разводят скотину, жениться на тайках. Рожают детей. И это не бред, а самая настоящая реальность. Есть одна тенденция, если например, прожить в Таиланде долгое время, то у человека координально поменяется мировоззрение и переосмысливаются ценности в жизни. Чтобы узнать досконально Таиланд и уклад жизни тайцев, надо подарить свои годы этой стране. Я не жалею, что живу в Таиланде. Каждый день для себя, я открываю, что-то новое. Ведь мне еще предстоит так много узнать об этом удивительном Королевстве Таиланд!
В первый же день после поездки, я обычно пишу впечатления о стране, которую посетила. Сейчас наоборот – буду писать об Украине. Вернее, проведу параллели между украинцами и тайцами. По приезду на Родину, меня поразило то, что в Украине практически никто не улыбается… После Таиланда — это поражает, ведь там – все наоборот. И дело здесь не в финансовом кризисе, тяжелой жизни или ненавистной работе. Проблемы, как известно, живут в голове!
Сердца и улыбки — визитная карточка Таиланда!
Сердца и улыбки — визитная карточка Таиланда!
Бангкок, плавучий рынок.
Впервые с тайской беспроблемностью и жизнерадостностью я столкнулась прошлым летом, когда отдыхала в Испании. Каждый день мне делала массаж на пляже тайка. Она предлагала свои услуги всем отдыхающим (не зная при этом, толком, английского!) и желающие с удовольствием эту услугу заказывали. Однажды, во время рейда полицейских на пляж, тайку забрали в участок (работала она явно нелегально). Каково же было мое удивление, когда вечером я увидела ее снова на том же месте и… с улыбкой на лице! Причем, было видно, что по поводу задержания, она вообще не парится. Это яркий пример того, что счастье и хорошее настроение не зависит от жизненных обстоятельств, проблем, черных и белых полос.
В Таиланде даже скульптуры улыбаются! Деревня Нонг Нуч.
Отдыхая в Таиланде, я только подтвердила свое мнение о тайцах. Счастливая нация. Не важно, где и как живет таец, богат или беден, стар или млад – все равно улыбается, старается что-то подсказать, интересуется тобой. Причем, совершенно искренне. Типичные вопросы людей на улице «Откуда ты приехал?» и «Куда едешь?». Дальше тебе расскажут – где это находится и как лучше туда добраться. Торговцы с улыбкой провожают тебя, даже если ты забрал кучу времени у них и ничего не купил. Особенно поразила ситуация когда мы приехали в Бангкок из Паттайи. Водитель нас высадил прямо во дворе СТО какого-то тайца. Пока мы смотрели по карте – куда дальше идти, вышел хозяин заведения. Первая мысль, которая пришла мне в голову – сейчас спросит – почему мы здесь оказались и прогонит. Каково же было мое удивление, когда он с улыбкой расспросил, откуда и куда мы едем, и объяснил, как добраться до нужного нам места.
В Таиланде даже скульптуры улыбаются! Деревня Нонг Нуч.
Национальный тайский танец. Паттайя, Таиланд.
Стоит ли удивляться, что тайцы реже болеют и по продолжительности жизни существенно обгоняют украинцев. У нас в стране средняя продолжительность жизни у мужчин – 62, женщин – 74 года; у тайцев – мужчины живут в среднем 70 лет, женщины – 75. И пускай многие из тайцев довольствуются жизнью в хижине на воде или вообще спят на тротуаре, зато внутри – полный покой. Я не призываю к жизни в бедности, только, иногда в погоне за материальным – мы теряем себя самих. Становимся раздражительными и озлобленными. Я даже не говорю о тайской беспроблемности, нам бы хоть чуть-чуть их оптимизма, жизнерадостности и внутреннего покоя. Думаю, жизнь каждого из нас могла бы измениться кардинально!
Национальный тайский танец. Паттайя, Таиланд.
Национальный тайский танец. Паттайя, Таиланд.