


История происхождения
Кошки египетские мау одна из древнейших пород на земле, ведь их грациозными играми любовались еще фараоны, египетские женщины копировали черную подводку их глаз, а тела умерших кошек мумифицировали и хоронили в золотых и серебряных саркофагах в храме, посвященном богине плодородия и домашнего очага Бастет — она изображалась женщиной с головой кошки. Египетские мау прошли долгий путь от дикого существования (их предком считается африканская дикая кошка) до статуса священного животного. А помогли им в этом великолепные охотничьи навыки.
Жители долины Нила стали замечать, что в местах, где селятся небольшие дикие пятнистые кошки становится меньше мышей, а значит запасы зерна остаются целыми, исчезают крысы, а вместе с ними и эпидемии смертельных болезней, становится меньше гадюк, а значит человеку меньше нужно опасаться их укусов. Кошек начали постепенно приручать, а ко времени наступления Нового царства (XV век до нашей эры) они были одомашнены и стали почитаться как священное животное. Изображения этих очаровательных кошек встречаются на многих древнеегипетских барельефах рядом с фигурами фараонов и их жен, ведь египетские мау поселилась не только в домах простых египтян, но и в царских покоях.
Убийство кошки каралось законом, а если у владельцев погибал кот — они носили траур, сбривая брови. Умерших котов мумифицировали и хоронили в дорогих саркофагах с почестями, чтобы в другом мире кошка могла так же жить рядом с хозяином. Но культ прекрасных кошек ушел вместе с великими династиями фараонов и к началу ХХ века остался лишь в легендах и книгах по древней истории. Хотя сами египетские мау не исчезли — по улицам современного Египта бегало достаточно проворных пятнистых кошек, многие египтяне продолжали держать их в своих домах. В Европе тоже встречались пятнистые кошки из Египта, их даже демонстрировали на выставках, но их было совсем не много, а после Второй мировой войны практически не осталось.
Современному возрождению породы кошек египетская мау мир обязан русской княгине Наталье Трубецкой, которая после Первой мировой войны уехала в Великобританию, а перед Второй мировой перебралась в Рим. Первый египетский кот появился у нее, как водится, случайно — его ей принес соседский мальчик. Он очень напоминал животных, которых княгиня видела на древних изображениях, поэтому она решила по-больше узнать об истории этих красивых и грациозных котов. Через высокопоставленного дипломата ей удалось получить ей Египта еще двух питомцев — кота и кошку. Эти животные стали основой возрождения египетских мау, так называемой "египетской линии", которую Наталья Трубецкая вывела в своем питомника "Фатима", который открыла перебравшись в США. В 1968 году княгиня Трубецкая зарегистрировала породу кошек египетская мау в CFA — ассоциации любителей кошек.
В 80-е годы американская заводчица кошек, владелица питомника "Миллвуд", привезла в Америку двух кошек, которых нашла в зоопарке Дели — по виду они были идентичны египетским мау. От них развилась другая линия породы "индийская". А уже в 1992 году порода кошек египетская мау была признана FIFe — международной организацией по выведению новых пород кошек. Сейчас кошки египетской мау известны во всем мире, хотя эта порода до сих пор остается в числе редких.

Египетская мау – Клеопатра в мире кошачьих. Шарм чувствуется в каждом движении красавицы. Осторожно: её пятнистая шубка и прожигающий насквозь взгляд могут свести с ума!



Краткая информация
- Название породы: Египетская мау
 - Страна происхождения: Египет
 - Вес: 3 – 6 кг
 - Продолжительность жизни: 13 – 15 лет
 
Основные моменты
- Представителям породы присущ развитый охотничий инстинкт, поэтому вам придётся следить за безопасностью птиц и грызунов в радиусе нескольких метров.
 - Египетские мау относятся с нежностью и любовью ко всем членам семьи, а особенно – к человеку, которого считают хозяином.
 - Эта порода не из общительных: мау редко издают громкое мяуканье и любят «делиться» своим мнением с помощью мурчания.
 - «Египтяне» неплохо справляются с вынужденным одиночеством и не проказничают в отсутствие хозяина.
 - В отличие от большинства кошек, мау обожают воду и при любой возможности составят компанию во время принятия ванны.
 - Животные легко находят общий язык с другими домашними питомцами; не менее дружелюбны они и по отношению к детям.
 - Египетские мау чувствуют себя дискомфортно в условиях небольшой квартиры, поскольку предпочитают «жить с размахом».
 - Кошки неприхотливы в уходе, но их содержание довольно затратно.
 
Египетская мау может гордиться тем, что её предки вольготно прогуливались по покоям фараонов и считались священными животными. Королевское благородство сохранилось и у современных кошек, живущих далеко от величественных пирамид и песчаных дюн Египта. В древности красавицам мау поклонялись наравне с богами. Сейчас же культ ослабел, однако немногие устоят перед желанием выразить своё почтение и нежно прикоснуться к шелковистой кошачьей шёрстке! Ещё несколько тысячелетий назад египетским мау удалось «приручить» человека и завоевать его восхищение. И по сей день эти кошки удерживают за собой титул одной из великолепнейших пород мира.
Характеристика породы
История породы египетская мау
Происхождение красавиц уходит корнями в VI-V тыс. до н. э. – суровую эпоху фараонов, раболепного поклонения богам, торговли «живым товаром» и поражающей воображение антисанитарии. Египту удалось стать богатой и величественной страной, несмотря на соседство пустыни и регулярные разливы реки Нил. Правящие династии купались в роскоши и почёте. Простолюдины же вынужденно уживались с недружелюбной фауной – крысами, ядовитыми змеями и насекомыми, – которая делала и без того нелёгкую жизнь ещё более обременительной.
К счастью египтян, не все животные были настроены враждебно. Африканские кошки – будущие прародители мау – часто приходили к скромным поселениям, уничтожали паразитов и так же безмолвно уходили. Со временем неожиданный союз укрепился. В благодарность за помощь египтяне поощряли кошек лакомствами из собственных съестных припасов и увековечивали их благородный облик в искусстве. Животным позволялось входить в дом, а вскоре они и вовсе вжились в роль хозяев. Это положило начало полноправному приручению африканских кошек, которым нашли применение в охоте.
Первое изображение одомашненной кошки, найденное в храме, датируется II тыс. до н. э. В то время животные играли едва ли не центральную роль в религии. Египтяне полагали, что главное божество – бог солнца Ра – превращается в кошку, восходя утром на небо и к вечеру спускаясь под землю, где его каждый день поджидает Апофис – бог хаоса, жаждущий вступить в битву с соперником. На древних рисунках часто изображали Ра в облике огромного пятнистого кота, раздирающего врага острыми когтями.
Связь четвероногих красавиц с верховным богом пантеона видели и в их глазах. Считалось, что зрачки кошек определяют положение солнца над горизонтом: чем они шире, тем небесное светило ниже. На самом деле изменение размера зрачков связано с их физиологической особенностью, но в древние времена непонятную природу вещей всегда объясняли вмешательством высших сил.
Примерно с I тыс. до н. э. кошек причислили к культу Бастет – богини красоты, плодородия и домашнего очага. Её изображали женщиной с головой кошки, иногда – полностью в облике животного. Служители храмов всё чаще стали держать при себе четвероногих спутников – живое воплощение Бастет. Кошки свободно прогуливались по всей территории святилища, которая была недоступна простолюдинам. Запрещать животным что-либо считалось едва ли не смертным грехом: они умели говорить с богами и оберегали молящихся от тёмных сил. Амулеты с их изображением приносили владельцу удачу в любви.
Святилище Бастет – Бубастион – египтяне посещали чаще остальных. Ежедневно верующие передавали жрецам мумифицированных кошек, которых хоронили в отдельных помещениях вместе с грызунами и наполненным молоком сосудом. Согласно мифологии, животные попадали в загробный мир, где встречались с Бастет и передавали ей просьбы паломников.
С предками египетских мау связана и удивительная легенда, которая подчёркивает важное значение кошек. Так, персидский царь Камбиз из династии Ахеменидов одержал лёгкую победу над египтянами в 525 году до н. э. благодаря этим животным. По его приказу солдаты отловили кошек и привязали их к своим щитам. Испуг священных спутников Бастет стал решающим фактором: горожане сложили оружие, поскольку не хотели навредить кошкам.
Несмотря на древнее происхождение, история более современных потомков египетских мау началась в XX веке, когда европейские заводчики кошек решили заняться возрождением и разведением уникальной породы. Первые упоминания того времени датируются 1940 годом, а именно изданием во Франции мемуаров «Наши друзья кошки». В них Марсель Рене рассказывал о животных пятнистого окраса, привезённых им из Египта. К сожалению, события Второй мировой войны значительно сократили численность мау. Порода оказалась на грани вымирания и к середине XX века практически перестала существовать.
Повторное возрождение «египтянок» оказалось успешным – во многом благодаря деятельности Наталии Трубецкой. Русская княгиня эмигрировала в Италию во время войны, где в 1953 году впервые познакомилась с великолепными пятнистыми животными. Их в качестве подарка преподнёс каирец. Так, Трубецкая стала хозяйкой Грегорио и Геппы чёрного и дымчатого окрасов соответственно, а также серебристой кошки Лилу. В том же году родились и первые малыши, о чём княгиня тотчас заявила представителям итальянского филиала Международной организации кошек (FIFe).
В 1955 году роскошные красавицы появились на римской выставке, где произвели фурор. Спустя три года Трубецкая сменила знойную Италию на неизведанную романтику США и забрала нескольких мау – серебристых кошек Бабу и Лизу, а также бронзового малыша по имени Жожо. Так в Америке появился первый питомник мау – «Фатима», – где под руководством княгини Трубецкой команда селекционеров занялась разведением египетских красавиц. Тогда же приняли решение допускать к участию в выставках кошек дымчатого, бронзового и серебристого окрасов. Животных с чёрной шерстью оставили исключительно для разведения. Наталия Трубецкая занималась отбором котят, максимально похожих на древнеегипетских кошек с фресок.
Всех подопечных питомника «Фатима» условно объединили в традиционную линию мау. В дальнейшем порода разделилась ещё на две ветви – индийскую и египетскую. В их создании участвовали кошки, привезённые из соответствующих стран. Внешний облик отдельных мау позволял предположить, что в селекции были задействованы и американские короткошёрстные кошки.
Официальное признание породы фелинологическими организациями началось с 1968 года, когда представители CFF утвердили стандарт мау. Египетскую «лихорадку» подхватили и другие организации: CFA (1977), TICA (1988), FIFe (1992). Новую породу из Страны фараонов признали и менее известные ASC, ICU, WCF. Для регистрации каждой кошки использовали записи племенной книги о происхождении и родословной.
Египетские мау вернулись в Европу в 1988 году. В то же время по инициативе любителей мау создали три официальных питомника. Сейчас представители породы встречаются в Бельгии, Италии, Великобритании, Нидерландах, Германии, Франции и Швейцарии, хотя число заводчиков всё так же ничтожно мало. Львиная доля питомников приходится на Америку, которая не хочет делиться достижениями в селекции египетских мау. Обзавестись уменьшенной копией африканского хищника – редкая удача.
![]()
Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия и солнца.
Содержание
Сервал [ править | править код ]
![]()
Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.
Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошёрстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.
Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Намного крупнее, чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.
Сервал (felis serval) — кошка родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.
Кошки в повседневной жизни [ править | править код ]
![]()
![]()
В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).
![]()  | 
![]()  | 
![]()  | 
![]()  | 




Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.
![]()
На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок. 425 до н. э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:
Хотя у египтян много домашних животных, но их было бы ещё гораздо больше, если бы с кошками не происходило вот какого странного явления. Всякий раз, как у кошек появляются на свет котята, они уже больше не идут к котам, а те, желая с ними спариться, не находят их. Поэтому коты прибегают к такой хитрости: они силой похищают котят у кошек, умерщвляют их, но не пожирают. А кошки, лишившись своих котят и желая снова иметь других, приходят тогда к котам. Ведь это животное любит детёнышей. Во время пожара с кошками творится что‑то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах. [2]
По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным» [2] . Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.
![]()
Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно» [3] ).
Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).
В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.
