Экологическая цепь питания в лесу

Занятие по экологии "Экологические цепочки в лесу ".

Скачать:

Вложение Размер
moyo_otkrytoe_zanyatie.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по экологии, с применением ИКТ технологий, в подготовительной группе «Экологические цепочки». Воспитатель- Данилова Татьяна Олеговна, МБДОУ Д/С№8, группа подготовительная «Б»,«Русалочка».

Разработка занятия по образовательной программе "Игровая экология" на тему: "Экологические цепочки" . К разработке прилагается презентация «Экологические цепочки».

Тема: «Экологические цепочки»

Познакомить детей с экологической цепочкой; убедить детей в полезности всех видов животных и растений; совершенствовать экологические знания;

Развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия. Развивать внимание, память, логическое мышление, активизировать словарь детей, развивать связную речь, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;

Воспитания интереса и любви к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

Расширение кругозора детей о жизни животных леса.

Задачи образовательной деятельности

знания о том, что животные леса по виду корма делятся на

травоядных, хищников и всеядных.

элементарные представления о взаимосвязях обитателей

леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

умение составлять экологические цепочки, аргументировать

познавательный интерес детей.

добрые чувства по отношению к сверстникам, самому себе.

бережное отношение к природе.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Животные нашего леса» ,картины художника Шишкина «Утро в сосновом лесу»,экскурсия в лес на территории д/сада, дидактическая игра «Пищевые цепочки»,чтение детской энциклопедии на тему «Дикие животные леса»,рисование на тему «Пожар в лесу»,лепка из пластилина и природного материала « Лесные звери на поляне»;сбор, совместно с родителями, природного материала для занятий, в лесу; беседы на тему- «Планета Земля в опасности!», «Берегите природу !»;

открытки о животных; чтение произведений Е. Чарушина о животных.

Материал : посылка, наполненная яблоком, листом дуба, желудями, семечками,

сухими грибами, мелкими животными; картины с животными леса и

карточки схемы с кормом для животных ; картина леса с цепочкой питания

животных; настольная игра «Пищевые цепочки»; фланелеграф с фигурками

травы, зайца и волка.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Экологические цепочки», бумажные квадратики зеленого, желтого, голубого и розового цветов (по количеству детей).

Город этот непростой, а дремучий и густой. (Лес)

Сегодня на занятии я хочу поговорить с вами о лесе. Ведь лес – это

особенный прекрасный мир, который состоит из множества деревьев и

животных. (дети слушают и отгадывают загадку)

2 Показ посылки

Нам пришла посылочка от старичка Лесовика на них написано «Корм для

животных». Хотите узнать, какая пища в этих посылочках? Давайте

заглянем (открываю коробку).

Посмотрим, что там, в посылке? (семечки, орехи, яблоко, веточка, лист

дуба, шишки, веточка, мышь) (Дети выкладывают на тарелку корм и

Рассказ воспитателя с показом картин с животными и карточки со схемами

Вы знаете, какие животные этим питаются в лесу?

я вам расскажу о животных, которые питаются этим кормом.

В лесу живет заяц .Чем он питается ? Ответы детей (травой, веточками деревьев, корой

Деревьев).Правильно,ребята, Заяц питается растениями, поэтому относится к группе животных

травоядных . На карточке у зайца стоит зеленый кружок , это обозначает

Лось чем питается в лесу?( грибами, ягодами,

корой деревьев). Он тоже питается

растениями, это травоядное животное .

Белка чем питается ?( питается орехами, ягодами, грибами, шишками) Это травоядное

Дети,мы с вами назвали

Животных, которые питаются растениями, это

Повторите как называются животные, которые питаются растениями?

Есть в лесу животные, которые питаются мелкими животными, а иногда и крупными.

Волк чем питается? Ответы детей:

(питается зайцами, оленями, кабанами). Это животное- хищник

отмечен красным кружком .

(питается мышками, зайцами). Она тоже хищница .

живет в нашем лесу и питается зайцами, северными оленями, лосями,

Тоже отмечено на карточке красный кружок – хищник .

животные, которые питаются другими животными- хищники.

Повторите, как называются эти животные?

но есть животные, которые кушают и растения и животных и

называют их всеядные.

Медведь чем питается? Ответы детей :

(питается: грибами, ягодами, травой, корешками,

Мышам ). Еж питается орехами,

орехами, яблоками, корешки, мышами- всеядное.

II. Актуализация знаний. Дидактическая игра «Экологическая цепочка».

— Ребята, давайте поиграем. Я вам предлагаю сделать свой выбор: на столе лежат бумажные цветные квадратики голубого, зеленого, желтого и розового цветов. Подойдите к столу и выберите тот цвет, который вам нравиться. С помощью скотча прикрепите цветной квадратик к вашей одежде. Все, кто выбрал квадратики зеленого цвета — это листочки, желтого — гусеницы, голубого — птицы, розового – кошки.

Задание: определите, кто, чем питается, и согласно своему выбору постройтесь, положив руки на плечи своей пище.

– Объясните, почему вы так построились и с чем схоже получившееся построение? (Ответы детей: листья поедают гусеницы; гусеницами питаются птицы; на птиц охотятся кошки. Построение напоминает цепочку).

— Ребята в ходе игры у нас с вами действительно получилась цепочка. Такую цепочку называют экологической. Сегодня мы с вами поговорим об экологических цепочках. «Экологические цепочки».

— Подумайте и скажите, а что произойдет, если мы из этой цепочки уберем гусеницу? (ответы детей: погибнут птицы). Следовательно, нарушиться цепь питания или как мы говорим экологическая цепочка.

В доказательство я вам приведу такой пример: в 1958 г в Китае была проведена акция по уничтожению воробьев. Представители проводимой акции посчитали, что воробьи массово пожирают зёрна урожая, принося национальному хозяйству колоссальный убыток. Зная, что воробьи в полете не могут проводить более 15 минут крестьяне должны были кричать, бить в тазы, барабаны, размахивать шестами и тряпками, стоя на крышах домов — чтобы напугать воробьёв и не дать им укрытия. Утомлённые птицы падали на землю замертво. В результате за 10 месяцев был уничтожен 1 млрд. воробьёв. Спустя год урожай действительно стал лучше, но при этом расплодились гусеницы и саранча, поедающие побеги. Ранее популяции гусениц и саранчи регулировалась воробьями. В результате нашествия саранчи урожаи резко уменьшились, в стране наступил голод, от которого погибло 30 миллионов человек. Акция потерпела провал. Для восстановления популяции воробьёв в страну пришлось завозить этих птиц из Канады и СССР. В начале XXI века в Китае началась массовая кампания по защите воробьёв.

Читайте также:  У собаки трясутся задние конечности

— Ребята, какой вывод можно сделать из приведенного примера? (В природе все находится в тесной взаимосвязи и нуждается в бережном отношении).

Мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – у людей не будет возможности, есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.

В июне 1980 г в нашей стране принят закон об охране природ ы. Учитывая тот факт, что в природе все тесно взаимосвязано, подумайте, как мы можем помочь природе?

Выполнив пальчиковую гимнастику, нарисуйте свой экологический знак «Помощь природе». (Дети на бумаге рисуют экологические знаки и объясняют их).

Пальчиковая гимнастика «Червячки и ворона»

Раз, два, три, четыре, пять, (Ладони лежат на коленях или столе)

Червячки пошли гулять. (Пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)

Вдруг ворона подбегает (По поверхности идут указательным и средним пальцами)

Головой она кивает, (Сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)

Каркает: «Вот и обед!» (Раскрыть пальцы веером, большой — отвести вниз)

Глядь — (Развести руками)

А червячков уже и нет! (Сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)

Физкультминутка — динамическая пауза «Покажи верно»

Дети становятся в круг и поют: «друг за другом мы идем, дружно весело поем, надо думать, не зевать, только верно показать»: медведя, птицу, дерево, кузнечика.

Дидактическая игра «Накорми животных»

На слайде презентации показаны картинки животных и корм.

Детям предлагается каждому животному подобрать корм.

(Картинки: медведь, малина, рыба, белка, заяц, дятел, корова,

волк, лиса, гриб, жук, сено, мышь).

— Молодцы, животных накормили, а какой вывод из этой игры можно сделать?

1. Животные, питающиеся растительной пищей – растительноядные (заяц);

2. Животные, питающиеся насекомыми – насекомоядные (дятел);

3. Животные, питающиеся и растительной и животной пищей – всеядные (медведь);

4. Животные, питающиеся другими животными – хищники (волк, лиса).

Загадки о животных.

Воспитатель загадывает загадки о животных, а дети отгадывают животных и объясняют, к какой экологической группе они относятся: растительноядные, насекомоядные, всеядные или хищники.

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки

На меня они глядят

Молока они хотят. (Ежи)

Они крикуны ужасные,

На ножках ласты красные. (Утки)

Зеленые мы, как трава,

Наша песенка: "Ква-ква". (Лягушка)

Вьется веревка, на конце — головка. (Змея)

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Белый на белом написал, где бегал.

Рыжая прочтет, белого найдет. (Заяц и лиса)

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его…. (Скворец).

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек? (Белка)

Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. От нас зависит судьба братьев наших меньших. Поэтому давайте будем беречь и любить природу!

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная Земля.

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите.

— На какие группы делят всех животных. На каком главном признаке основано это деление? Приведите примеры.

— Почему нужно беречь каждый вид животного или растения? Докажите.

— Расскажите о правилах поведения в природе.

В природе всем живым организмам необходимо питание. Некоторые животные едят растения, другие же являются хищниками и предпочитают есть себе подобных. Весь процесс называется пищевыми цепями.

Все цепи питания состоят из трех-пяти звеньев. Первым обычно являются продуценты — организмы, которые способны сами вырабатывать органические вещества из неорганических.

Это растения, которые получают питательные вещества путем фотосинтеза. Далее идут консументы — это гетеротрофные организмы, которые получают уже готовые органические вещества.

Такими будут являться животные: как травоядные, так и хищные. Замыкающим звеном пищевой цепи обычно являются редуценты — микроорганизмы, которые разлагают органические вещества.

Цепь питания не может состоять из шести и более звеньев, так как каждое новое звено получает только 10% энергии предыдущего звена, еще 90% теряется в виде теплоты.

Какими бывают пищевые цепи?

Существует два вида: пастбищные и детритные. Первые — более распространенные в природе. В таких цепях первым звеном всегда служат продуценты (растения). За ними идут консументы первого порядка — растительноядные животные. Далее — потребители второго порядка — мелкие хищники.

Читайте также:  Котенок петерболд

За ними — консументы третьего порядка — крупные хищники. Далее также могут быть потребители четвертого порядка, такие длинные пищевые цепи обычно встречаются в океанах. Последним звеном являются редуценты.

Второй тип цепей питания — детритные — более распространены в лесах и саваннах. Они возникают вследствие того, что большая часть растительной энергии не потребляется травоядными организмами, а отмирает, подвергаясь затем разложению редуцентами и минерализации.

Цепи питания этого типа начинаются от детрита — органических остатков растительного и животного происхождения. Потребителями первого порядка в таких пищевых цепях являются, насекомые, к примеру, навозные жуки, или же животные-падальщики, например, гиены, волки, грифы. Кроме того, консументами первого порядка в таких цепях могут быть бактерии, питающиеся растительными остатками.

Цепи питания в лиственных и смешанных лесах

Лиственные леса в большинстве своем распространены в Северном полушарии планеты. Они встречаются Западной и Центральной Европе, в Южной Скандинавии, на Урале, в Западной Сибири, Восточной Азии, Северной Флориде.

Лиственные леса делятся на широколиственные и мелколиственные. Для первых характерны такие деревья, как дуб, липа, ясень, клен, вяз. Для вторых — береза, ольха, осина.

Смешанными называются леса, в которых растут и хвойные, и лиственные деревья. Смешанные леса характерны для умеренного климатического пояса. Они встречаются на юге Скандинавии, на Кавказе, В Карпатах, на Дальнем Востоке, в Сибири, в Калифорнии, в Аппалачах, у Великих озер.

Смешанные леса состоят из таких деревьев, как ель, сосна, дуб, липа, клен, вяз, яблоня, пихта, бук, граб.

В лиственных и смешанных лесах очень распространены пастбищные цепи питания. Первым звеном цепи питания в лесах обычно служат многочисленные виды трав, ягоды, такие как малина, черника, земляника. бузина, кора деревьев, орехи, шишки.

Консументами первого порядка чаще всего будут такие травоядные животные, как косули, лоси, олени, грызуны, к примеру, белки, мыши, землеройки, а также зайцы.

Потребители второго порядка — хищники. Обычно это лиса, волк, ласка, горностай, рысь, сова и другие. Ярким примером того, что один и тот же вид участвует и в пастбищных, и в детритных цепях питания будет волк: он может как охотиться на мелких млекопитающих, так и поедать падаль.

Консументы второго порядка могут сами стать добычей более крупных хищников, особенно это касается птиц: например, мелкие совы могут быть съедены ястребами.

Замыкающим звеном будут редуценты (бактерии гниения).

Примеры цепей питания в лиственно-хвойном лесу:

  • кора березы — заяц — волк — редуценты;
  • древесина — личинка майского жука — дятел — ястреб — редуценты;
  • листовой опад (детрит) — черви — землеройки — сова — редуценты.

Особенности цепей питания в хвойных лесах

Такие леса расположены на севере Евразии и Северной Америки. Они состоят из таких деревьев, как сосна, ель, пихта, кедр, лиственница и другие.

Здесь все значительно отличается от смешанных и лиственных лесов.

Первым звеном в этом случае будет не трава, а мох, кустарники или лишайники. Это связано с тем, что в хвойных лесах недостаточно света для того, чтобы мог существовать густой травяной покров.

Соответственно животные, которые станут консументами первого порядка, будут другими — они должны питаться не травой, а мхом, лишайниками или кустарниками. Это могут быть некоторые виды оленей.

Несмотря на то что более распространены кустарники и мхи, в хвойных лесах все же встречаются травянистые растения и кусты. Это крапива, чистотел, земляника, бузина. Такой пищей обычно и питаются зайцы, лоси, белки, которые тоже могут стать консументами первого порядка.

Потребителями второго порядка будут, как и смешанных лесах, хищники. Это норка, медведь, росомаха, рысь и другие.

Мелкие хищники, такие как норка, могут стать добычей для консументов третьего порядка. Замыкающим звеном будут микроорганизмы гниения.

Кроме того, в хвойных лесах очень распространены детритные пищевые цепи. Здесь первым звеном будет чаще всего растительный перегной, которым питаются почвенные бактерии, становясь, в свою очередь, пищей для одноклеточных животных, которых едят грибы. Такие цепочки обычно длинные и могут состоять более, чем из пяти звеньев.

Примеры пищевых цепочек в хвойном лесу:

  • кедровые орехи — белка — норка — редуценты;
  • перегной растений (детрит) — бактерии — простейшие — грибы — медведь — редуценты.

Вывод

Пищевая цепь поддерживает благосостояние экосистемы, в которой она находится. Она обеспечивает контроль над популяцией и способствует нормальному балансу веществ в природе.

Каждое звено (уровень) цепи очень важны, ведь при его исчезновении цепь «размыкается» и все участники становятся под угрозу. Более мелкие звенья будут бесконтрольно размножаться, а крупные вымрут из-за отсутствия еды. Вот почему так важно следить за экологией леса и вымирающий животными!

На земле существует великое множество растений и животных. Все они вынуждены обеспечивать свою жизнедеятельность, питаясь и перерабатывая жизненную энергию. Таким образом, их взаимодействие всегда объединяет существа в пищевые цепочки, по звеньям которых от одного к другому переходят питательные вещества и энергия.

Цепи питания

В широколиственных лесах эти последовательности, конечно же, имеют свои особенности. Но в целом поглощение и взаимодействие происходит по общим законам и правилам, характерным практически для любой среды обитания. Ведь что есть пищевая цепь? По большому счету, это ситуация, когда питательные вещества и энергия переходят от одного живого организма к другому последовательным образом. Звенья, как правило, формируются из продуцентов и консументов (различных уровней). Первые в цепочке питаются не органикой, добывая питание для своей жизнедеятельности прямо из почвы, воздуха и воды. К примеру, большинство растений использует явление фотосинтеза. А бактерии, проживающие практически в любой среде, питаются минералами и газами. Консументы продолжают последовательность. Первого уровня – питаются растительной пищей (продуцентами) и называются травоядными (растительноядными). Второй, третий, четвертый уровни консументов питаются животной пищей — это плотоядные, или хищники.

Читайте также:  Корм собачье счастье отзывы

пищевой пирамиды. Обычно таких представителей не так уж и много в определенной среде. Особая роль природой отводится падальщикам, микроорганизмам, которые перерабатывают мертвую плоть, превращая ее в неживую материю. Ведь если бы не они, вся земля была бы устлана трупами растений и животных!

Биология и медицина

Биогеоценоз: цепи питания (трофические)

В водоеме одноклеточные планктонные водоросли поедаются ветвистоусыми рачками ( животные фильтраторы ). Их, в свою очередь, потребляют хищные личинки комаров. Этими личинками питаются рыбы (плотва), которые становятся добычей щуки.

Такая последовательность питающихся друг другом организмов называется пищевой, или трофической, цепью. Составляющие эту цепь организмы относятся к разным трофическим уровням. Первый трофический уровень — продуценты ; второй — консументы.

или потребители, первого порядка (травоядные животные, а в нашем примере — ветвистоусые рачки); третий — потребители второго порядка (первичные хищники); ими питаются вторичные хищники — потребители третьего порядка и т.д.

На суше пищевые цепи состоят обычно из 3-5 звеньев, например: растения — овца — человек; растения — насекомые — ящерицы — хищные птицы; растения — кузнечики — лягушки — змеи — орел.

Приведенные примеры пищевых цепей называют пастбищными. так как пищей в них служит живая органика. Пищевые цепи потребителей мертвой органики называют детритными. Они начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных и идут к мелким животным и микроорганизмам, которые ими питаются.

В результате деятельности микроорганизмов образуется полуразложившаяся масса — детрит. Детритные цепи бывают довольно длинными, в них могут входить и хищники. Вот пример такой цепи: мертвые ткани растений — грибы — многоножки кивсяки — их экскременты — грибы — ногохвостики — хищные клещи — хищные многоножки — бактерии.

Линейные пищевые цепи — большая редкость в природе. Реально существуют пищевые сети, в которых многие популяции принадлежат сразу к нескольким трофическим уровням. Один и тот же вид нередко потребляет в пищу и животных, и растения; хищник может питаться консументами I и II порядков, многие животные едят и живые, и отмершие растения.

Благодаря сложности пищевых связей выпадение какого-то одного вида нередко почти не сказывается на экосистеме. Питавшиеся им виды находят новые источники пищи. Пищу исчезнувшего вида начинают использовать другие потребители. В целом в сообществе сохраняется равновесие. Чем сложнее цепи и сети питания, тем устойчивее экосистема.

Цепи питания в лиственных и смешанных лесах

Лиственные леса в большинстве своем распространены в Северном полушарии планеты. Они встречаются Западной и Центральной Европе, в Южной Скандинавии, на Урале, в Западной Сибири, Восточной Азии, Северной Флориде.

Лиственные леса делятся на широколиственные и мелколиственные. Для первых характерны такие деревья, как дуб, липа, ясень, клен, вяз. Для вторых — береза, ольха, осина.

Смешанными называются леса, в которых растут и хвойные, и лиственные деревья. Смешанные леса характерны для умеренного климатического пояса. Они встречаются на юге Скандинавии, на Кавказе, В Карпатах, на Дальнем Востоке, в Сибири, в Калифорнии, в Аппалачах, у Великих озер.

Смешанные леса состоят из таких деревьев, как ель, сосна, дуб, липа, клен, вяз, яблоня, пихта, бук, граб.

В лиственных и смешанных лесах очень распространены пастбищные цепи питания. Первым звеном цепи питания в лесах обычно служат многочисленные виды трав, ягоды, такие как малина, черника, земляника. бузина, кора деревьев, орехи, шишки.

Консументами первого порядка чаще всего будут такие травоядные животные, как косули, лоси, олени, грызуны, к примеру, белки, мыши, землеройки, а также зайцы.

Потребители второго порядка — хищники. Обычно это лиса, волк, ласка, горностай, рысь, сова и другие. Ярким примером того, что один и тот же вид участвует и в пастбищных, и в детритных цепях питания будет волк: он может как охотиться на мелких млекопитающих, так и поедать падаль.

Консументы второго порядка могут сами стать добычей более крупных хищников, особенно это касается птиц: например, мелкие совы могут быть съедены ястребами.

Замыкающим звеном будут редуценты (бактерии гниения).

Примеры цепей питания в лиственно-хвойном лесу:

  • кора березы — заяц — волк — редуценты;
  • древесина — личинка майского жука — дятел — ястреб — редуценты;
  • листовой опад (детрит) — черви — землеройки — сова — редуценты.

Сохранение и потеря энергии

Существа предыдущего звена цепи питания в широколиственных лесах служат пищевой базой для последующего звена. Таким образом осуществляется переход энергии от одного организма к другому и круговорот веществ в природе. Но при этом огромная часть этой энергии теряется (до 90%). Наверное, поэтому численность звеньев цепи питания в широколиственных лесах, как правило, не более пяти или шести по максимуму.

Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector