Ярославский тяжеловоз

Вы здесь

Результатом многогранной работы ученых, специалистов и работников хозяйств стало создание отечественных пород тяжеловозов -советского, русского, владимирского и латвийского, которые по своим качествам вполне отвечали требованиям народного хозяйства нашей страны (таблица I).

Тяжелоупряжные породы:
Советская тяжелоупряжная порода. Это наиболее крупная тяжелоулряжная порода в нашей стране. Она выведена скрещиванием брабансонов с местными лошадьми упряжного типа разнообразного происхождения (помеси арденов, першеронов, битюгов и др.). Завезенные из Бельгии и Голландии жеребцы брабансонской породы размещались как в государственных конных заводах, каковыми до 1917 года были Хреновский, Деркульский и Починковский, так и в заводских конюшнях, а также в помещичьих хозяйствах многих областей России. По мере накопления помесей II, III и IV поколений перешли от поглотительного скрещивания к воспроизводительному и разведению помесей желательного типа «в себе».

Постепенно в Починковском конном заводе Нижненовгородской области и в Мордовском конном заводе, а также на племенных фермах колхозов Нижненовгородской, Ярославской. Владимирской областей и Мордовской АССР был создан своеобразный массив лошадей тяжелого типа, значительно отличавшийся от брабансонов. Такой тип отвечал требованиям сельскохозяйственного производства. Новая порода была утверждена в 1952 году.

Лошади советской тяжеловозной породы обладают разносторонними рабочими качествами: быстротой, силой, выносливостью. Племенные кобылы колхозов, совхозов и конных заводов постоянно используются на сельскохозяйственных работах. Лучшей части породы, сосредоточенной в конных заводах, присущи "крупность, массивность, гармоничное сложение, крепкая конституция"

Советские тяжеловесы имеют пропорциональную голову, массивную шею, широкую, но не высокую холку; глубокую и широкую грудь; короткую, широкую и прямую спину; очень широкий раздвоенный и свислый круп: толстую кожу. Из недостатков экстерьера встречается мягковатость бабок, сырость суставов, косолапость, саблистость конечностей. Ос¬новная масть рыжая (65%), рыже-чалая (13%), вороно-чалая, бурая, игреневая.

Современные жеребцы советской тяжеловозной породы несколько облегчены, что отвечает требованиям производства подвижной, более сухой рабочей лошади. Но с учетом перспективы использования этих лошадей в мясном и молочном коневодстве снижение массивности может оказаться нежелательным. В породе выделяются три типа: основной, облегченный и утяжеленный. Лошади этой породы очень скороспелы. При нормальных условиях выращивания 6-месячные жеребята весят 360—380 кг, а в годовалом возрасте 520— 540 кг. Молочная продуктивность чистопородных кобыл кумысной фермы Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства по данным И. И. Сорокиной, составила в среднем 3287 кг. Животные этой породы отлично используют пастбища, грубые и сочные корма, хорошо акклиматизируются в суровых условиях и нетребовательны к содержанию. Эти ценные качества обеспечили популярность породы в деле улучшения рабочих лошадей и сделали ее весьма перспективной в мясном коневодстве.

Плодовитость кобыл конных заводов 65—76%, срок племенного использования 16—.18 лет.

Племенная работа с породой направлена на совершенствование форм телосложения и рабочих качеств лошадей. В породе выделены ценные линии : 508 Румба, Боже, 977 Режима. Жасмина. 284 Ковбоя, 885 Флейтиста и другие семейства (Рулетки. Ревекки. Зозули. Вьюги. Куклы) .

В Мордовском конном заводе сложился своеобразный тип лошадей советской тяжеловозной породы, что было обусловлено прилитием крови суффольков, придавших животным этого хозяйства сухость, хорошие движения и энергетический темперамент.

Лучшее племенное поголовье советских тяжеловозов находится на племенных фермах колхозов и совхозов Ярославской, Горьковской, Владимирской и Тамбовской областей, Мордовской АССР и Украинской ССР (Сумская область). Наиболее ценное племенное поголовье сосредоточено в Починковском (Горьковской области) и Мордовском конных заводах.

Русская тяжелоупряжная порода. Лошади этой породы предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ. Кроме того, они имеют хорошие мясные качества и высокую молочную продуктивность, что делает русскую тяжеловозную породу весьма перспективной в продуктивном коневодстве.

История создания породы относится ко второй половине XIX столетия, когда в Россию начали поступать все возрастающие партии горных арденов из Бельгии. Эти животные были недостаточно гармонично сложенными, имели мягкую спину, свислый зад, отмечалась саблистость конечностей. В то же время поступившие ардены отличались хорошей работоспособностью и неприхотливостью, что способствовало их широкому распространению.

Разводили их в основном помещичьи хозяйства, а также государственные — Деркульский и Хреновский конные заводы и ферма б. Петровской сельскохозяйственной академии (ныне ТСХА). на которую ардены были завезены в 1861 году. К 1904 году их разводили в 376 хозяйствах, а в штате жеребцов госконюшен в 1915 году они составили 25,8% от всех производителей тяжелоупрнжного направления.

Чтобы увеличить поголовье арденов, их разводили не только «в чистоте», но и скрещивали с кобылами упряжного типа разных пород, преимущественно брабансонов и першеронов. В связи с этим поместное поголовье различалось по типу и происхождению.

После Великой Октябрьской социалистической революции племенную работу с арденской породой и ее помесями стали вести государственные конные заводы в направлении типизации поголовья и консолидации желательного типа, В результате работы был создан большой массив племенных лошадей планового типа и выведены заводские линии (Каракула, Ларчика, Поденщика, Рубикона). Утверждена порода в 1952 году.

Лошади русской тяжеловозной породы некрупные, но характеризуются отлично выраженными упряжными формами, они широкотелы, имеют крепкую конституцию и уравновешенный темперамент. К корму неприхотливы, способны хорошо его усваивать и сохранять упитанность. Кобылы этой породы в условиях конных заводов отличаются высокой плодовитостью — 85—90 жеребят на 100 маток.

Продолжительность заводского использования 20—22 года, нередко 25—27 лет. Масть русских тяжеловозов рыжая, рыже-чалая, рыжая в середине, реже гнедая и вороная. Скрещивание жеребцов русской тяжеловозной породы с местными степными кобылами оказалось эффективным. Молочная продуктивность чистопородных кобыл во Всесоюзном научно-исследовательском институте коневодства составляет в среднем 2732 кг. Племенные лошади русской тяжелоупряжной породы используются па сельскохозяйственных работах.

Это снижает себестоимость получаемой племенной продукции, способствует повышению плодовитости жеребцов и кобыл и отбору лошадей с лучшими рабочими качествами. Порода широко распространена почти во всех зонах страны.

В породе существуют два типа: уральский (более крупный) и новоалександровский (менее крупный, но более сухой, гармоничный). За последнее время созданы линии Лазутчика, Коварного, Горностая, Разрядника, Капитана и других, а также высокоценные семейства (026 Булки, 144 Норки. 1611 Салфетки. 0348 Кулиги. 0340 Кристальной и др.).

Основным методом совершенствования породы является чистопородное разведение по линиям.

Главные признаки отбора: крупность, типичность, правильный экстерьер с учетом результатов использования лошадей на хозяйственных работах и в специальных испытаниях, а также здоровье, долговечность, плодовитость и молочность. Лучшая часть племенного поголовья лошадей русской тяжеловозной породы сосредоточена в четырех крупных специализированных заводах: Ново-Александровском Ворошиловградской области, Куедннском Пермской области. Красноармейском Свердловской области и Мстиславском Могилевской области. Имеются эти лошади в Херсонском конном заводе Воронежской области, Пермском Пермской области, Шадринском Курганской области и некоторых других.

Литовская тяжеловозная порода. Выведена в Литовской ССР скрещиванием жмудских лошадей преимущественно с арденами шведского происхождения. На территории Литвы издавна разводилась хо¬рошо приспособленная к местным условиям, выносливая лошадь. сведения о которой встречаются в иппологической литературе XVI века.

Использовали ее для транспорта и в сельском хозяйстве. Во вто¬рой половине XIX века с ростом грузооборота и интенсификацией земледелия жмудских лошадей начали улучшать более крупными тяжеловозными породами, в основном бельгийскими арденами, выращенными в Швеции. Помесей III—IV поколений разводили «в себе». У помесных животных выносливость и неприхотливость местных лошадей сочетались с массивностью и крупностью арденов.

Читайте также:  Кот британец серебристый

Большую роль в развитии тяжеловозного коневодства Литвы играли коневодческие и сельскохозяйственные общества, а также Вильнюсская земская конюшня.

Типизацию поголовья завершили организованные Советской властью Жагарская, Неманская, Вильнюсская и Судавская государственные заводские конюшни, Кедайняискнй и Таурогский племенные рассадники. Утверждена порода в 1963 году.

Лошади литовской тяжеловозной породы имеют хорошо развитые мышцы, крепкую конституцию и спокойный темперамент. Из недостатков экстерьера встречаются грубоватая голова, мягкая спина, косолапость, саблистость конечностей и некоторые другие. Лошади этой породы преимущественно рыжей (70%) и гнедой "(22%) масти. Отличаются долголетием, плодовитостью, здоровьем. В литовской тяжеловозной породе испытаниям подвергается значительная чаем. племенных лошадей, что повышает эффективность улучшения породы. Литовские тяжеловозы используются как- рабочие животные, как улучшатели поголовья в республике и соседних областях РСФСР, кроме того, их экспортируют для убоя на мясо.

В породе выделено девять линий и 13 семейств. Лучшее поголовье этих лошадей находится в Судавском и Жагарском конных заводах, которые одновременно выполняют функции госконюшен и частично племенных рассадников. Каждый из пяти конных заводов республики имеет зону деятельности в 8—11 административных районах. Таким образом, конные заводы обслуживают всю территорию республики.

Владимирская тяжелоупряжная порода. Выведена на племенных фермах колхозов и совхозов Владимирской и Ивановской областей, в районах так называемого Владимирского ополья. Основную массу конского поголовья этих районов составляла мелкая (высота в холке до 133 см.) крестьянская лошадь крепкой конституции, выносливая, но слабосильная.

В конце XIX в., когда в крестьянском хозяйстве деревянную соху и борону стали вытеснять тяжелые плуг и борона, потребовалась более сильная рабочая лошадь.

Близко расположенные крупные промышленные города (Иваново, Ярославль, Москва и др.) также нуждались в лошади тяжелого типа. В 1886 году была организована Гаврилово-Посадская государственная заводская конюшня, которая была укомплектована рысаками и лошадьми тяжеловозных пород, как першероны, суффольки, суффолькклейдесдали и ардены.

Скрещивание местных кобыл с жеребцами этих пород привело к постепенной замене беспородных лошадей улучшенными помесями. С 1901 г. состав производителей заводской конюшни пополнился 32 жеребцами клейдесдальской, а в период с 1910 по 1917 — 13 жеребцами шайрской породы. В крестьянских хозяйствах, расположенных вокруг Гаврило-Посада, Юрьев-Польского и Суздаля, использовались в случке преимущественно клейдесдальские жеребцы,, что способствовало дальнейшему укрупнению лошадей и приданию им упряжного тяжеловозного типа. С 30-х годов началась плановая племенная работа по разведению и типизации высококровных помесей, содержащихся на 98 племенных фермах колхозов Владимирской и Ивановской областей. Организованный в 1936 г. Гаврило-Посадский государственный племенной рассадник завершил многолетнюю работу по созданию новой тяжеловесной породы, которая официально утверждена в 1946 году.

Лошади владимирской тяжеловозной породы отличаются крупным ростом, хорошо развитыми мышцами, крепкой конституцией и энергичным темпераментом. Животные сильные и выносливые в работе, имеют свободные движения па шагу и рыси, хорошо приспособлены к условиям средней зоны нашей страны. Экстерьерные особенности этой породы следующие. Голова большая, сухая; шея длинная, с сильно развитыми мышцами; круп раздвоенный, немного приспущенный: конечности крепкие.

У некоторых лошадей наблюдается большая оброслость конечностей, склонность к мокрецам. Масть гнедая (82%), вороная (7%) и рыжая (7%), на голове и конечностях имеются большие отметины. Владимирский тяжеловоз достаточно скороспелый: в три года жеребцов и кобыл используют для воспроизводства и на сельскохозяйственных работах. При нормальных условиях кормления и содержания кобыл выход жеребят составляет 75—80%. Продолжительность заводского использования лошадей этой породы 18—20 лет.

Основной задачей племенной работы с породой является совершенствование типа, экстерьера и упряжных качеств животных. Главный метод племенной работы — чистопородное разведение по линиям с использованием инбридинга на выдающихся лошадей владимирской породы и кроссов. Лучшие племенные лошади сосредоточены в Гаврило-Посадском (Ивановской области) и Юрьев-Польском (Владимирской области) конных заводах, а также на племенных фермах колхозов и совхозов, В породе создано свыше 10 линий, лучшие из них линии Литого, Ландыша, Холода, Глен, Альбина, Стандарта, Шерифа.

Существенными факторами, оказывающими большое влияние па совершенствование лошадей владимирской породы, являются увеличение маточного поголовья конных заводов, рост численности лошадей перспективных линий, возобновление тренинга и испытания молодняка, проведение выставок и выводок племенного поголовья, более широкий обмен производителями между племенными хозяйствами разных категорий.

Источник: "Лошадь на личном подворье"
А. Н. Семин, Н. П. Береснев, Ю. А. Кирсанов, А. В. Лиходеевский
Екатеринбург: Издательство Уральского университета совместно с МП «ПИПП», 1992 г.

Порода лошадей советский тяжеловоз – одна из самых сильных и выносливых. В 19 столетии её представители перевозили на себе и в повозках грузы весом в несколько тонн. Несмотря на свою силу и крупное телосложение, они отличаются грацией. Характеристики, достоинства и недостатки породы будут обсуждаться в этой статье.

История породы

В середине 19 столетия на юге Нижегородской области и в Мордовии разводили лошадей преимущественно для того, чтобы пользоваться их силой. В этих регионах была необходимость возить лес и производить пахотные работы. Местные жители использовали крепких рабочих лошадей породы битюг и их потомков, которые были получены в результате скрещивания с местными кобылами.

Ситуация изменилась, когда в 19 веке на территорию Мордовии и в Нижегородскую область были доставлены тяжеловозные лошади из Европы – брабансоны и суффольки. Это были поистине гигантские животные, их рост в холке достигал 180 сантиметров. Несмотря на тяжёлое телосложение, это были миролюбивые и послушные лошадки. Но у них имелось несколько недостатков: животные плохо приспосабливались к местному суровому климату, а ещё конституция их тела была рыхлой. В результате скрещивания прибывших из Европы жеребцов с местными кобылами породы битюг на свет появились жеребята с хорошими данными. Хоть они и были несколько мельче брабансонов, но зато обладали плотным телосложением.

В годы Гражданской войны поставка породистых лошадей из Европы временно прекратилась. Племенное стадо, образовавшееся из местных лошадей Нижегородской области и потомков брабансонов и суффольков, содержалось на Починковском конном заводе №23 и в мордовском селе Оброчное. В то нелёгкое время никто не занимался селекцией, а внутри племени лошади беспорядочно спаривались и производили на свет новое потомство. В 1934-1936 годах коневоды заметили, что у потомков европейских лошадей просматриваются устойчивые гены их прародителей. Тогда они решили провести работу, направленную на их закрепление. Вскоре опять началась война, поэтому порода не была зарегистрирована. Только в 1952 году была произведена регистрация, а порода получила название советского тяжеловоза.

Внешний вид и характеристика

Лошадь советский тяжеловоз обладает крепким телосложением. Эти животные рослые, мускулистые. Средний вес жеребца достигает 900 кг. Глядя на этих животных, даже несведущий в коневодстве человек заметит, какие мощные у них конечности, грудь и шея.

Лошадь советский тяжеловоз

Рассмотрим основные характеристики породы советский тяжеловоз:

  • средний рост жеребца в холке достигает 170 кг;
  • вес – 900 кг;
  • массивная мускулистая грудь;
  • крепкая недлинная шея;
  • голова средних размеров, которая на фоне туловища кажется компактной;
  • ушные раковины небольшие;
  • ноздри расширенные;
  • щёки хорошо развиты;
  • спина широкая, прямая, умеренно мягкая;
  • круп мощный, раздвоенный, расположен низко;
  • конечности короткие, мощные, скакательные суставы массивные;
  • копыта крупные правильной формы;
  • умеренная оброслость щёток;
  • волосы в гриве и хвосте густые;
  • масть у советских тяжеловозов – рыжая, гнедая, а также рыже-чалая или гнедо-чалая.

Внимание! У представителей этой породы иногда встречается дефект – неправильная постановка задних конечностей (косолапость). Это не отражается на рабочих характеристиках лошадей, но может стать причиной отбраковки при разведении на племя.

Чтобы понять, насколько это мощные и выносливые лошади, достаточно представить, как благодаря усилиям единственного животного с места трогается состав весом 15 тонн. В ходе одного испытания в городе Тамбове жеребец по кличке Форс смог провести 23 тонны груза на расстояние 23 метра. Эти цифры помогают оценить силу и мощь советского тяжеловоза. Вот почему этих лошадей можно по праву считать достоянием России.

Читайте также:  Средство для приучения к лотку для кошек

Уход и особенности содержания лошадей

Хотя советские тяжеловозы и неприхотливы, всё же следует знать некоторые особенности ухода за этими лошадьми. Крупных животных нужно содержать в просторной конюшне. Там должно быть сухо и светло. Важно позаботиться о постоянном притоке свежего воздуха. Около конюшни оборудуют выгульную площадку.

Лошадь на выгульной площадке

Поскольку эти животные используются на тяжёлой работе, они сильно устают. После каждой активной прогулки или физического труда тяжеловозам омывают копыта из шланга и чистят ноздри от пыли и слизи. Грива и хвост тоже нуждаются в уходе. Волосы необходимо мыть 2 раза в неделю, используя специальные средства. После высыхания их расчёсывают щёткой из натуральной щетины.

Внимание! Каждую особь должен регулярно осматривать ветеринар. Коневодам нужно придерживаться графика вакцинации.

Чтобы кони были здоровы, а жеребята правильно развивались, им предоставляют полноценное питание. В ежедневный рацион включают:

  • зерновые культуры;
  • сено;
  • свежую траву;
  • корнеплоды, овощи;
  • минеральные добавки.

Разведение

Кобылы породы советский тяжеловоз отличаются высоким показателем молочности. За период лактации они способны давать свыше 3000 литров молока. Это одно из преимуществ породы. Показатель их плодовитости находится на среднем уровне – 75%. Кобыл можно случать с жеребцами начиная с трёхлетнего возраста, а привлекать к работе – с 2,5 лет. Жеребята склонны быстро набирать вес. Ежедневно он увеличивается на 1,8-2 кг. Благодаря такому темпу роста, шестимесячные жеребцы весят почти 500 кг.

Внимание! Представительниц породы советский тяжеловоз можно использовать для воспроизводства до 17 лет. В редких случаях кобылы способны приносить потомство и до 20 лет.

После распада Советского Союза порода переживает кризис. На конных заводах, где содержится племенное стадо, прекратили проводить испытания жеребят, да и численность поголовья значительно сократилась. Однако племенные жеребцы и кобылы пользуются спросом в Европе. В России некоторые фермеры также предпочитают использовать живую силу коней вместо сельскохозяйственной техники, на обслуживание которой нужны немалые деньги.

Кони-тяжеловозы сыграли огромную роль в жизни человека до того, как большинство процессов стали осуществлять машины. К тяжеловозным относятся породы крупных и обладающих недюжинной силой лошадей. Главное их назначение — перевозка тяжёлых грузов. В статье мы представим обзор 10 лучших тяжеловозных пород и узнаем, сколько весит каждая из них, их достоинства и недостатки.

Топ-10 тяжеловозов

До прочного укоренения механизации в жизни человека тяжеловозные породы были очень популярны. Их использовали для перевозки тяжестей, применяли для работы в сельском хозяйстве, транспортировки поваленных деревьев, других грузов массой 500–600 кг, армейских потребностей.

Сегодня в силе этих коней потребность практически отпала. Некоторые породы находятся на грани исчезновения. Однако во многих странах их пытаются сохранить, принимая программы на государственном уровне.

Эти животные неприхотливы в уходе и обладают добродушным характером, поэтому для них находятся новые сферы использования, например, работа с детьми, туризм, получение молочной и сырной продукции. Предлагаем познакомиться с 10 наилучшими породистыми тяжеловозными лошадьми.

Владимирский

Порода произведена в период с 1930 по 1935 годы усилиями работников племенных заводов Владимирской и Ивановской областей России. В селекции принимали участие Клейдесдали, гнедые, тёмно-гнедые, Шайры. Официальная регистрация коня-тяжеловоза произошла в 1946 году.

  • высота в холке — 1,65 м;
  • масса — 0,9–1,2 т;
  • голова — массивная, с выпуклым профилем;
  • шея — широкая, высоко посаженная, дугообразная, с хорошо заметной мускулатурой;
  • грудной отдел — широкий, в обхвате достигает около 2 м;
  • спина — сильная, с хорошими мускулами, удлинённая;
  • конечности — длинные, развитые, отличаются сухостью, правильно поставлены, хорошо обросшие шерстью;
  • хвост — длинный, волнистый, касается земли;
  • грива — волнистая, ниспадающая;
  • масть — гнедая (основная), вороная, бурая, со светлыми пятнами в районе головы и ног;
  • характер — миролюбивый, спокойный, послушный, активный.

Достоинства:

  • отличная работоспособность;
  • выносливость;
  • непритязательность в уходе;
  • красивый внешний вид;
  • миролюбивый и послушный характер.

Недостатки:

  • крупные размеры;
  • низкие верховые качества.

Русский

Процесс создания породы длился довольно долго — с конца XIX по начало XX века при участии множества пород, в частности, бельгийского и французского происхождения. Название русских тяжеловозов прошло регистрацию в 1952 году. Кони имеют следующие характеристики:

  • высота в холке — 1,5–1,53 м;
  • масса — 0,6–0,7 т;
  • голова — лёгкая, с вытянутой сухой мордой, широким лбом;
  • шея — широкая, короткая, массивная, мускулистая;
  • грудной отдел — характеризуется глубиной, бочковидной формы;
  • спина — удлинённая, мощная, с прямой поясницей;
  • конечности — средние по высоте, плотные, упругие, устойчивые, с длинными щётками;
  • хвост — мощный, густой, длинный;
  • грива — отличается густотой ворса;
  • масть — рыжая (основная), вороная, рыже-чалая, с белыми отметинами на голове и конечностях;
  • характер — выдержанный, добрый, покладистый.

Достоинства:

  • повышенная трудоспособность, подвижность, энергичность;
  • непритязательность в содержании и корме;
  • хорошая молочная производительность (из молока русских тяжеловесов делают редкие сорта сыра и кумыс);
  • устойчивая нервная система.

Недостатки:

  • дисгармоничное телосложение;
  • мягкая спина.

Советский тяжеловоз

Советский тяжеловоз официально задокументирован в 1952 году. Его вывели сотрудники Починковского конного завода № 23 (Россия). Для получения породы использовались Битюги, Ардены, Першероны, Брабансоны, Английские суффольки. В итоге советские селекционеры получили рабочую лошадь с такими характеристиками:

  • высота в холке — 1,6–1,7 м;
  • масса — 0,7–1 т;
  • голова — средней величины;
  • шея — недлинная, с хорошо просматриваемыми мускулами;
  • грудной отдел — широкий, с округлыми рёбрами, с отчётливо видимыми мускулами;
  • спина — широкая, в меру мягкая, с прямой широкой поясницей;
  • конечности — средние по длине, отличаются крепостью и сухостью;
  • хвост — несильно обросший;
  • грива — отличается густотой;
  • масть — рыжая, рыже-чалая (основные), гнедая, гнедо-чалая;
  • характер — выдержанный.

Достоинства:

  • высокая скороспелость;
  • способность употреблять дешёвые корма;
  • высокая молочность у кобыл.

Недостаток лишь один — нередко встречаются аномалии развития конечностей в виде косолапости. На рабочих способностях непарнокопытных это не сказывается.

Новоалександровский

Эта порода — дело рук украинских коневодов, занимавшихся усовершенствованием русских тяжеловозов. Утверждена в 1948 году. В ней смешаны гены Арденов, Брабансонов, Першеронов. Описание экстерьера породы:

  • высота в холке — 1,48–1,49 м;
  • масса — 0,56–0,59 т;
  • голова — облегчённая с удлинённой мордой и горбатым профилем;
  • шея — укороченная, широкая, массивная;
  • спина — массивная;
  • конечности — недлинные, сильные, отличаются сухостью, правильно поставлены;
  • хвост — пышный, волнистый;
  • грива — кудрявая;
  • масть — саврасая, вороная, чалая, бурая, с белыми пятнами на морде и конечностях;
  • характер — уравновешенный, энергичный.
Читайте также:  Как узнать пол морской свинки

Достоинства:

  • тяговая мощность;
  • крепкая иммунная система;
  • отличная плодовитость;
  • отличные молочные показатели.

Недостаток — разборчивость в кормах.

Бельгийский тяжеловоз (Брабансон)

Одна из древнейших пород европейских тяжеловозных коней, которую использовали ещё в Средние века. Её вывели в бельгийской провинции Брабант. Активно использовалась в рыцарских боях. В Бельгии эти кони считаются национальным наследием. Экстерьер бельгийских тяжеловозов можно описать следующим образом:

  • высота в холке — 1,6–1,7 м;
  • масса — 0,8–1 т;
  • голова — маленькая, с развитым широким лбом и горбинкой;
  • шея — укороченная, с выраженными мускулами, высоко поставленная;
  • грудной отдел — характеризуется глубиной, широкая, большая, с округлыми рёбрами;
  • спина — укороченная, сильная;
  • конечности — недлинные, крепкие, отличаются сухостью, покрыты длинными тёмными волосами;
  • хвост — негустой, длинный;
  • грива — короткая;
  • масть — рыжая, золотисто-рыжая, редко — гнедая, белая;
  • характер — выдержанный, добрый, покладистый.

Достоинства:

  • быстрое развитие и созревание;
  • повышенная трудоспособность до старости;
  • выносливость;
  • крепкий иммунитет.

Недостаток — тяжёлое дыхание.

Першерон

Першероны — уроженцы Франции начала XIX столетия. Французам удалось скрестить местных упряжных лошадей с арабскими скакунами. Главная цель такого скрещивания — получение быстрого коня, способного транспортировать тяжёлые грузы. Основные экстерьерные характеристики Першеронов:

  • высота в холке — 1,75 м;
  • масса — 0,8–0,9 т;
  • голова — широкая с прямым профилем;
  • шея — длинная;
  • грудной отдел — широкий, в обхвате достигает 2 м;
  • спина — удлинённая;
  • конечности — сильные, с развитыми суставами, на передних конечностях отсутствуют щётки;
  • грива — пышная, красивая;
  • масть — серая, изредка вороная;
  • характер — энергичный, добродушный, послушный, некапризный.

Достоинства:

  • отличная адаптация к любым условиям проживания;
  • крепкая иммунная система;
  • способность выносить сильные нагрузки длительное время без отдыха;
  • способность выпасаться на пастбище круглый год.

Английский тяжеловоз (Шайр)

Шайры — прямые потомки коней рыцарей. Сформировались в XVIII столетии как итог спаривания местных пород с фламандцами и голландцами. Это самые крупные кони в мире. Изначально их применяли на поле военных действий. Затем взяли на вооружение в сельском хозяйстве, промышленном производстве, на железных дорогах, в доках.

Особенности Шайров:

  • высота в холке — до 1,9 м;
  • масса — до 1,3 т;
  • голова — массивная, тяжёлая с большой, широкой лобной долей;
  • шея — короткая, ровная;
  • спина — короткого формата, отлично развитая;
  • круп — длинный, с хорошо выраженными мускулами;
  • конечности — выносливые, мощные, с пушистыми фризами;
  • хвост — высоко поставленный, пышный;
  • масть — гнедая, краковая, серая, рыжая, с белыми чулками чаще на задних конечностях;
  • характер — послушный, спокойный, уравновешенный, миролюбивый.

Достоинства:

  • красивый экстерьер;
  • выносливость;
  • послушный нрав.

Недостатки относятся к экстерьеру:

  • сырость ног;
  • сильная фризистость;
  • недостаточная приземистость;
  • требовательность к кормам.

Булонская лошадь

Порода древняя, признана в XVII веке. Выведена во французской провинции Булонь. Существует 2 типа: большой тяжёлый и малый. Булонским тяжеловесам присущи следующие особенности:

  • высота в холке — 1,50–1,65 м;
  • масса — 0,7–0,9 т;
  • голова — изящная, с правильным профилем и высоким лбом;
  • шея — с хорошо выраженными мускулами;
  • грудной отдел — глубокий, с округлыми рёбрами;
  • спина — широкая, ровная;
  • конечности — крепкие, короткие, мускулистые;
  • хвост — высоко поставлен, густой;
  • грива — волнистая, короткая;
  • масть — серая (основная), редко гнедая, рыжая;
  • нрав — добрый.

Достоинства:

  • повышенная работоспособность;
  • неприхотливость;
  • хорошо развитый опорно-двигательный аппарат;
  • способность развивать большую скорость движения;
  • выносливость.

К недостаткам можно отнести то, что порода практически исчезла.

Клейдесдаль (шотландская хладнокровная лошадь)

Порода появилась во второй половине XVIII столетия. Родина её — Шотландия. Необычный экстерьер позволил применять коня не только на тяжёлых работах, но и для участия в торжественных церемониях. Характерные признаки:

  • высота в холке — 1,67–1,84 м;
  • масса — 0,82–0,91 т;
  • голова — мощная, с широкими лобной долей и мордой;
  • шея — удлинённая, с хорошим изгибом;
  • грудной отдел — глубокий, с крутыми рёбрами, в охвате 165–205 см;
  • спина — укороченная;
  • конечности — прямые, с правильной постановкой и хорошо развитыми щётками;
  • хвост — прямосвисающий, не слишком длинный, отличается пышностью;
  • грива — прямоспадающая, пышная;
  • масть — гнедая, коричневая, вороная, с белыми пятнами в районе головы и конечностей, которые могут захватывать нижнюю часть корпуса;
  • характер — добродушный, уравновешенный.

Достоинства:

  • выносливость;
  • высокая грузоподъёмность;
  • хорошая приспособляемость к любым природным условиям;
  • элегантный экстерьер.

Недостатки:

  • сырость ног;
  • необходимость в высококачественном уходе и кормлении.

Арденская лошадь

Эти непарнокопытные были известны ещё при Юлии Цезаре. В начале ХХ века их применяли при военных конфликтах, для транспортировки артиллерийских орудий и в кавалерии. Позднее их способности пригодились в сельском хозяйстве, конном спорте. Также этих коней пускают на производство конины. Особенности экстерьера:

  • высота в холке — 1,6–1,62 м;
  • масса — 0,7–1 т;
  • голова — тяжёлая с широким низким лбом и немного выпуклым профилем;
  • шея — отличается средней длиной;
  • грудной отдел — характеризуется глубиной;
  • спина — укороченная, с мускулистой поясницей;
  • конечности — сильные, с крепкими суставами;
  • грива — пышная;
  • масть — рыжая, гнедая, вороно-серая, гнедо-чалая, с белыми пятнами в форме звезды;
  • характер — покорный, неприхотливый, мягкий.

Достоинства:

  • высокая производительность мясной продукции;
  • работоспособность;
  • живучесть;
  • большая грузоподъёмность;
  • непритязательность к кормам и мероприятиям по уходу.

Недостатки у породы не выявлены.

Правила ухода и кормления

Тяжеловозы славятся своей неприхотливостью.

Главное для них — соблюдение таких условий:

  • питание;
  • гигиена;
  • отдых.

Вот несколько рекомендаций по их содержанию и кормлению:

  1. Содержать коней нужно в денниках размерами 3,5 на 3,5 м из расчёта на 1 особь и высотой потолка 3 м.
  2. Нужно следить за тем, чтобы в денниках не было сквозняков, но обязательно работала хорошая вентиляция.
  3. На полу денника должна быть подстилка слоем 15 см.
  4. На стенах, на уровне 60 см, нужно оборудовать кормушки и поилку из природных материалов.
  5. Зимой в деннике должно поддерживаться 16-часовое освещение.
  6. Подстилка, кормушки и поилки должны очищаться ежедневно.
  7. Большую часть времени кони должны проводить на прогулке, на пастбище. Так они будут поддерживать на должном уровне свою мускулатуру.
  8. После работы обязателен тёплый душ, кроме зимнего периода. Зимой достаточно будет лишь чистить и расчёсывать шерсть, копыта.
  9. Необходимы регулярные осмотры ветеринара — 3–4 раза в год.
  10. Крупное телосложение накладывает отпечаток на особенности кормления. Основу меню должны составлять свежая трава летом и сено зимой. Также в нём обязательно должны присутствовать зерновые культуры, корнеплоды, овощи, витаминно-минеральные добавки.
  11. Вода в поилках должна быть тёплой — температурой не ниже 20 градусов.

Итак, мы рассмотрели лучшие тяжеловозные породы лошадей. У всех из них есть несколько схожих черт: крупное, массивное тело, выносливость, крепкий иммунитет, высокая работоспособность, добрый, покладистый характер, уравновешенная нервная система, неприхотливость в уходе.

Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector