Материалы. Побеги мха мниума остроконечного (Mnium cuspidatum), сочная чешуя луковицы лука репчатого (Allium cepa); раствор йода в йодистом калии.
Во взрослой растительной клетке различают три основные части: оболочку, протопласт (живое содержимое) и вакуоль. Сложная организация процессов жизнедеятельности возможна благодаря специализированным структурным элементам — органеллам, выполняющим различные функции. Это ядро, пластиды, митохондрии, эндоплазматический ретикулум, рибосомы, аппарат Гольджи и др. Органеллы погружены в гиалоплазму, которая обеспечивает их взаимодействие. Гиалоплазма с органеллами, за исключением ядра, составляет цитоплазму клетки. Клеточная оболочка, вакуоль и включения являются продуктами жизнедеятельности протопласта, и образуются им на определенных этапах развития клетки.
Задание 1. Рассмотреть разные по форме клетки (паренхимные и прозенхимные) на временном микропрепарате листа мха мниума (Mnium cuspidatum). Сделать рисунок (рис. 8).
Рис. 8. Формы клеток листа мха мниума (Mnium cuspidatum):
1 — прозенхимные, 2 — паренхимные.
Последовательность работы. Пинцетом оторвать лист мха, ополоснуть его, затем поместить в каплю воды и накрыть его покровным стеклом. Пластинка листа в основном состоит из одного слоя округлых клеток — паренхимных. Несколько рядов клеток по краям листа и клетки средней жилки имеют удлиненную форму. Это прозенхимные клетки. Зарисовать часть листа, обозначив прозенхимные и паренхимные клетки.
Задание 2. Приготовить временный микропрепарат эпидермы с выпуклой стороны сочной чешуи лука (Allium cepa) в растворе йода в йодистом калии (рис. 9, А). Рассмотреть при малом и большом увеличениях микроскопа и зарисовать.
Рис. 9. Клетки эпидермы сочной чешуи репчатого лука (Allium cepa):
А — луковица лука; Б — клетки эпидермы; В — отдельная клетка.
1 -оболочка клетки, 2 — цитоплазма, 3 -ядро, 4 — ядрышко, 5 — вакуоль.
Последовательность работы. Основные компоненты клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль) будут видны наиболее четко при окрашивании микропрепарата слабым раствором йода в йодистом калии.
Компоненты клетки, содержащие много белка, окрасятся: цитоплазма — в желтый цвет, а ядро — в бурый. Небелковые соединения останутся бесцветными. При малом увеличении найти и рассмотреть участок из одного слоя клеток без повреждений. Наиболее отчетливо видны оболочки клеток, они образуют как бы сеточку. Оболочка каждой клетки с боков соприкасается с оболочками соседних клеток. Зарисовать несколько клеток эпидермы (рис. 9, Б). При большом увеличении микроскопа ознакомиться со строением клетки. В клетке хорошо заметно ядро. Оно обычно прижато к оболочке и несколько сплющено. Если ядро прижато к верхней или нижней стенке клетки, то оно видно как округлое тельце с одним — несколькими ядрышками. Если же оно прижато к боковой стенке, то видно сбоку и заметно, что оно погружено в тонкий слой цитоплазмы. Цитоплазма непрерывным слоем прилегает к оболочке. В центральной части клетки расположена вакуоль с клеточным соком, занимающая большой объем. Зарисовать типичную клетку эпидермы, обозначив основные компоненты: оболочку, ядро и ядрышко, цитоплазму, вакуоль (рис. 9, В).
Контрольные вопросы
1. К каким двум группам можно свести все разнообразие клеток по форме?
2. Каковы характерные особенности строения растительной клетки?
3. Назвать органеллы растительной клетки?
4. В чем заключается различие в понятиях "цитоплазма" и "протопласт"?
российский государственный аграрный университет –
МСха имени К.А. Тимирязева
(ФГБОУ ВПО ргау — МСХА имени К.А. Тимирязева)
Факультет садоводства и ландшафтной архитектуры
Ботаника
Часть 1
20____/20_____ уч. год
Ф.И.О. студента _________________________________________________
Преподаватель(и) 1 семестр __________________________________________
Преподаватель(и) 2 семестр __________________________________________
Оценки за ведение рабочей тетради
3. Морфология и анатомия вегетативных органов
5. Низшие растения
6. Высшие споровые растения
7. Голосеменные растения
8. Систематика цветковых растений
К зачету (экзамену) допускается
1 семестр. Преподаватель _______ (_____________) «___» ___________ 20 __ г.
2 семестр. Преподаватель _______ (_____________) «___» ___________ 20 __ г.
Раздел 1. Цитология
Тема. Компоненты растительной клетки
Дата: «___» ____________ 201___
Рис. 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного – Mníum cuspidátum Hedw.
Паренхимная ( ) и прозенхимная ( ) клетки.
Раскрасьте и обозначьте: 1 — клеточные стенки, 2 – хлоропласты
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 2. Хромопласты в клетках мякоти плодов Рябины обыкновенной — Sórbus aucupária L., ландыша майского – Convallária majális L. (рис. 2).
Рис. 2. Хромопласты в клетках мякоти зрелых плодов (А) ландыша майского – Convallária majális L. и (Б) рябины обыкновенной – Sórbus aucupária L.
Раскрасьте и обозначьте: 1 – стенка клетки, 2 – вакуоль, 3 – цитоплазма, 4 — хромопласты
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 3. Крахмальные зерна (лейкопласты с крахмалом) вторичного запасного крахмала клубня картофеля (Solánum tuberósum L.) (рис. 3а) и Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени (рис. 3б).
Обозначьте типы крахмальных зерен.
А. Крахмальные зерна из клеток клубня картофеля – Solánum tuberósum L.
Рис. 3а. Крахмальные зерна (кз)
1- простые эксцентрические кз, 2- простые концентрические кз, 3 – полусложные кз,
4 – сложные кз, 5 – слои крахмала, 6 — центр крахмалообразования (хилум)
Название | Министерство сельского хозяйства российской федерации |
Анкор | Rabochaya_tetrad_Botanika-2014-1.doc |
Дата | 04.05.2017 |
Размер | 14.47 Mb. |
Формат файла | ![]() |
Имя файла | Rabochaya_tetrad_Botanika-2014-1.doc |
Тип | Документы #6844 |
страница | 1 из 8 |
Подборка по базе: Федеральные законы Российской Федерации.docx, Аграрный и Рабочий вопрос в программе Российской Социал-Демократ, МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ4.do, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.1.rtf, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья , ЕСПЧ. Правовой механизм подачи индивидуальной жалобы и правовые , Федеральное Собрание Российской Федерации — StudentLib.com.doc, ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА ЗНАЧИМОСТЬ И РОЛЬВ ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛ, проблема беженцев и иммигрантов в российской федерации.docx, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВ.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИроссийский государственный аграрный университет – МСха имени К.А. Тимирязева (ФГБОУ ВПО ргау — МСХА имени К.А. Тимирязева ) Рабочая тетрадь Ф.И.О. студента _________________________________________________ Преподаватель(и) 1 семестр __________________________________________ __________________________________________ Москва 2014 |
раздел | дата | оценка | преподаватель |
1. Цитология | |||
2. Гистология | |||
3. Морфология и анатомия вегетативных органов | |||
4. Размножение | |||
5. Низшие ра стения | |||
6. Высшие сп оровые растения | |||
7. Голосеменные ра стения | |||
8. Систематика цветковых ра стений |
Раздел 1. Цитология
Тема. Компоненты растительной клетки |
|
Дата : «___» ____________ 201___
Работа 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного ( Mníumcuspidátum Hedw. ) (Рис. 1).Рис. 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного – Mníumcuspidátum Hedw. Паренхимная ( ) и прозенхимная ( ) клетки. Раскрасьте и обозначьте: 1 — клеточные стенки, 2 – хлоропласты 10 |
Дата : «___» ____________ 201___
Работа 2. Хромопласты в клетках мякоти плодов Рябины обыкновенной — S órbus aucupária L. , л андыша майского – Convallária majális L. ( рис . 2). Раскрасьте и обозначьте: 1 – стенка клетки, 2 – вакуоль, 3 – цитоплазма, 4 — хромопласты |
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 3. Крахмальные зерна (лейкопласты с крахмалом) вторичного запасного крахмала клубня картофеля ( Sol á num tuber ó sum L . ) (рис. 3а) и Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени (рис. 3б) .
Обозначьте типы крахмальных зерен.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
А. Крахмальные зерна из клеток клубня картофеля – Solánumtuberósum L.
Рис. 3а. Крахмальные зерна (кз)
1- простые эксцентрические кз, 2- простые концентрические кз, 3 – полусложные кз,
4 – сложные кз, 5 – слои крахмала, 6 — центр крахмалообразования (хилум)


Zéa máysL.
Tríticum aéstivum L.
Secále cereale L.
Phaséolus vulgáris L.





AvénasatívaL.
OrýsasatívaL.
esculéntum Moench
Б. Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени
Рис. 3б. Крахмальные зерна (кз)
1- простые эксцентрические кз, 2- простые концентрические кз, 3 – полусложные кз,
4 – сложные кз, 5 – слои крахмала, 6 — центр крахмалообразования (хилум)
11
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 4. Запасные вещества в клетках эндосперма зерновки Пшеницы твердой ( Tr í ticum d ú rum Desf . ).
Рис. 4. Алейроновые (протеиновые) и крахмальные зёрна на поперечном срезе зерновки п шеницы твёрдой — Tríticumdúrum Desf.
Раскрасьте и обозначьте: 1 – околоплодник, сросшийся с кожурой семени, 2 – эндосперм, 3 — алейроновый слой, 4 — алейроновые зерна, 5 — крахмальные зерна, 6 – клетки крахмалистой части эндосперма
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 5. Запасной полисахарид-инулин в клетках клубня земляной груши – топинамбура, Подсолнечника клубненосного ( Heli á nthus tuber ó sus L . ) (рис. 5).
![]() |
Рис. 5. Сферокристалл в клетках Подсолнечника клубненосного, топинáмбура, Heliánthustuberósus L.
Раскрасьте и обозначьте: 1 — клетки клубня, 2 – сферокристаллы
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 6. Состав клеточного сока
1. В пробирку с отваром листьев растения, содержащего антоциан, добавляем слабый раствор уксусной кислоты (рис. 6.1);
2. В пробирке отвар листьев растения, содержащего антоциан, с очень слабым раствором щелочи (рис. 6.2);
3. Пробирка с отваром листьев растения, содержащего антоциан, (контроль – нейтральная среда) (рис. 6.3).
Раскрасить результаты реакции:
![]() |
1

2

3
(раствор кислый)
(раствор щелочной)
(нейтральная среда) нейтральный раствор
Рис. 6. Результаты реакции.
Отвар листьев растения _____________________________________,
4. В пробирке отвар растения, содержащего дубильные вещества (рис. 7).
Рис. 7. Результаты реакции с хлорным железом (FeCI3).
Отвар ______________________ растения ________________________________, содержащего дубильные вещества
5. Кристаллы щавелевокислого кальция в клетках растений (рис. 8).
![]() |
![]() |
![]() |
А | Б | В |
Кристаллы в клетках сухой чешуи луковицы лука — Álliumcépa L. | Рафиды в клетках корневища Купены душистой, или лекарственной — Polygonátumodorátum (Mill.) Druce | Друзы в клетках черешка листа Бегонии манжетной — BegóniamanícataBrongn. |
Рис. 8. Кристаллы щавелевокислого кальция в клетках растений:
Раскрасьте и обозначьте: А – одиночные кристаллы, Б – рафиды, В – друзы
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 7. Строение клеточной стенки (рис. 9) .
схема строения пары пор
Рис. 9. Клеточные стенки.
Раскрасьте и обозначьте: 1 — вторичная клеточная стенка, 2 — поровый канал,
3 — первичная клеточная стенка, 4- межклеточное вещество, 5 — замыкающая пленка поры
16
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 8. Видоизменения клеточной стенки.
видоизменения
(суберинизация)
17
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 9 Митоз в клетках кончика корня Лука репчатого ( Á llium c é pa L . ) (рис. 10)
Найдите на препаратах и рисунках и подпишите фазы митоза и цитокинез: интерфаза, профаза ранняя, профаза поздняя, метафаза, анафаза, телофаза ранняя, телофаза поздняя, цитокинез.