Фрагмент листа мха мния остроконечного

Материалы. Побеги мха мниума остроконечного (Mnium cuspidatum), сочная чешуя луковицы лука репчатого (Allium cepa); раствор йода в йодистом калии.

Во взрослой растительной клетке различают три основные части: оболочку, протопласт (живое содержимое) и вакуоль. Сложная организация процессов жизнедеятельности возможна благодаря специализированным структурным элементам — органеллам, выполняющим различные функции. Это ядро, пластиды, митохондрии, эндоплазматический ретикулум, рибосомы, аппарат Гольджи и др. Органеллы погружены в гиалоплазму, которая обеспечивает их взаимодействие. Гиалоплазма с органеллами, за исключением ядра, составляет цитоплазму клетки. Клеточная оболочка, вакуоль и включения являются продуктами жизнедеятельности протопласта, и образуются им на определенных этапах развития клетки.

Задание 1. Рассмотреть разные по форме клетки (паренхимные и прозенхимные) на временном микропрепарате листа мха мниума (Mnium cuspidatum). Сделать рисунок (рис. 8).

Рис. 8. Формы клеток листа мха мниума (Mnium cuspidatum):

1 — прозенхимные, 2 — паренхимные.

Последовательность работы. Пинцетом оторвать лист мха, ополоснуть его, затем поместить в каплю воды и накрыть его покровным стеклом. Пластинка листа в основном состоит из одного слоя округлых клеток — паренхимных. Несколько рядов клеток по краям листа и клетки средней жилки имеют удлиненную форму. Это прозенхимные клетки. Зарисовать часть листа, обозначив прозенхимные и паренхимные клетки.

Задание 2. Приготовить временный микропрепарат эпидермы с выпуклой стороны сочной чешуи лука (Allium cepa) в растворе йода в йодистом калии (рис. 9, А). Рассмотреть при малом и большом увеличениях микроскопа и зарисовать.

Рис. 9. Клетки эпидермы сочной чешуи репчатого лука (Allium cepa):

А — луковица лука; Б — клетки эпидермы; В — отдельная клетка.

1 -оболочка клетки, 2 — цитоплазма, 3 -ядро, 4 — ядрышко, 5 — вакуоль.

Последовательность работы. Основные компоненты клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль) будут видны наиболее четко при окрашивании микропрепарата слабым раствором йода в йодистом калии.

Компоненты клетки, содержащие много белка, окрасятся: цитоплазма — в желтый цвет, а ядро — в бурый. Небелковые соединения останутся бесцветными. При малом увеличении найти и рассмотреть участок из одного слоя клеток без повреждений. Наиболее отчетливо видны оболочки клеток, они образуют как бы сеточку. Оболочка каждой клетки с боков соприкасается с оболочками соседних клеток. Зарисовать несколько клеток эпидермы (рис. 9, Б). При большом увеличении микроскопа ознакомиться со строением клетки. В клетке хорошо заметно ядро. Оно обычно прижато к оболочке и несколько сплющено. Если ядро прижато к верхней или нижней стенке клетки, то оно видно как округлое тельце с одним — несколькими ядрышками. Если же оно прижато к боковой стенке, то видно сбоку и заметно, что оно погружено в тонкий слой цитоплазмы. Цитоплазма непрерывным слоем прилегает к оболочке. В центральной части клетки расположена вакуоль с клеточным соком, занимающая большой объем. Зарисовать типичную клетку эпидермы, обозначив основные компоненты: оболочку, ядро и ядрышко, цитоплазму, вакуоль (рис. 9, В).

Читайте также:  Цапля это выводковая птица

Контрольные вопросы

1. К каким двум группам можно свести все разнообразие клеток по форме?

2. Каковы характерные особенности строения растительной клетки?

3. Назвать органеллы растительной клетки?

4. В чем заключается различие в понятиях "цитоплазма" и "протопласт"?

российский государственный аграрный университет –

МСха имени К.А. Тимирязева

(ФГБОУ ВПО ргау — МСХА имени К.А. Тимирязева)

Факультет садоводства и ландшафтной архитектуры

Ботаника

Часть 1

20____/20_____ уч. год

Ф.И.О. студента _________________________________________________

Преподаватель(и) 1 семестр __________________________________________

Преподаватель(и) 2 семестр __________________________________________

Оценки за ведение рабочей тетради

3. Морфология и анатомия вегетативных органов

5. Низшие растения

6. Высшие споровые растения

7. Голосеменные растения

8. Систематика цветковых растений

К зачету (экзамену) допускается

1 семестр. Преподаватель _______ (_____________) «___» ___________ 20 __ г.

2 семестр. Преподаватель _______ (_____________) «___» ___________ 20 __ г.

Раздел 1. Цитология

Тема. Компоненты растительной клетки

Дата: «___» ____________ 201___

Рис. 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного – Mníum cuspidátum Hedw.

Паренхимная ( ) и прозенхимная ( ) клетки.

Раскрасьте и обозначьте: 1 — клеточные стенки, 2 – хлоропласты

Дата: «___» ____________ 201___

Работа 2. Хромопласты в клетках мякоти плодов Рябины обыкновенной Sórbus aucupária L., ландыша майского – Convallária majális L. (рис. 2).

Рис. 2. Хромопласты в клетках мякоти зрелых плодов (А) ландыша майского – Convallária majális L. и (Б) рябины обыкновенной – Sórbus aucupária L.

Раскрасьте и обозначьте: 1 – стенка клетки, 2 – вакуоль, 3 – цитоплазма, 4 — хромопласты

Дата: «___» ____________ 201___

Работа 3. Крахмальные зерна (лейкопласты с крахмалом) вторичного запасного крахмала клубня картофеля (Solánum tuberósum L.) (рис. 3а) и Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени (рис. 3б).

Обозначьте типы крахмальных зерен.

А. Крахмальные зерна из клеток клубня картофеля – Solánum tuberósum L.

Рис. 3а. Крахмальные зерна (кз)

1- простые эксцентрические кз, 2- простые концентрические кз, 3 – полусложные кз,

4 – сложные кз, 5 – слои крахмала, 6 — центр крахмалообразования (хилум)

Название Министерство сельского хозяйства российской федерации
Анкор Rabochaya_tetrad_Botanika-2014-1.doc
Дата 04.05.2017
Размер 14.47 Mb.
Формат файла
Имя файла Rabochaya_tetrad_Botanika-2014-1.doc
Тип Документы
#6844
страница 1 из 8
Подборка по базе: Федеральные законы Российской Федерации.docx, Аграрный и Рабочий вопрос в программе Российской Социал-Демократ, МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ4.do, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.1.rtf, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья , ЕСПЧ. Правовой механизм подачи индивидуальной жалобы и правовые , Федеральное Собрание Российской Федерации — StudentLib.com.doc, ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА ЗНАЧИМОСТЬ И РОЛЬВ ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛ, проблема беженцев и иммигрантов в российской федерации.docx, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВ.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

российский государственный аграрный университет –

МСха имени К.А. Тимирязева

(ФГБОУ ВПО ргау — МСХА имени К.А. Тимирязева )
Факультет садоводства и ландшафтной архитектуры

Рабочая тетрадь
20____/20_____ уч. год

Ф.И.О. студента _________________________________________________
Факультет ______________________________________________________
Группа _________________________________________________________

Преподаватель(и) 1 семестр __________________________________________

__________________________________________
Преподаватель(и) 2 семестр __________________________________________
__________________________________________

Москва 2014
Оценки за ведение рабочей тетради

Читайте также:  Аквариумы jebo 362

К зачету (экзамену) допускается
1 семестр. П реподаватель _______ (_____________) «___» ___________ 20 __ г.

2 семестр. Преподаватель _______ (_____________) «___» ___________ 20 __ г.

раздел дата оценка преподаватель
1. Цитология
2. Гистология
3. Морфология и анатомия вегетативных органов
4. Размножение
5. Низшие ра стения
6. Высшие сп оровые растения
7. Голосеменные ра стения
8. Систематика цветковых ра стений
Раздел 1. Цитология

Тема. Компоненты растительной клетки

Дата : «___» ____________ 201___

Работа 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного ( Mníumcuspidátum Hedw. ) (Рис. 1).

Рис. 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного – Mníumcuspidátum Hedw.

Паренхимная ( ) и прозенхимная ( ) клетки.

Раскрасьте и обозначьте: 1 — клеточные стенки, 2 – хлоропласты

10

Дата : «___» ____________ 201___

Работа 2. Хромопласты в клетках мякоти плодов Рябины обыкновенной S órbus aucupária L. , л андыша майского – Convallária majális L. ( рис . 2).


Рис. 2. Хромопласты в клетках мякоти зрелых плодов (А) л андыша майского – Convallária majális L. и (Б) р ябины обыкновенной – Sórbus aucupária L.

Раскрасьте и обозначьте: 1 – стенка клетки, 2 – вакуоль, 3 – цитоплазма, 4 — хромопласты

Дата: «___» ____________ 201___

Работа 3. Крахмальные зерна (лейкопласты с крахмалом) вторичного запасного крахмала клубня картофеля ( Sol á num tuber ó sum L . ) (рис. 3а) и Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени (рис. 3б) .

Обозначьте типы крахмальных зерен.

А. Крахмальные зерна из клеток клубня картофеля – Solánumtuberósum L.

Рис. 3а. Крахмальные зерна (кз)

1- простые эксцентрические кз, 2- простые концентрические кз, 3 – полусложные кз,

4 – сложные кз, 5 – слои крахмала, 6 — центр крахмалообразования (хилум)

кукуруза –

Zéa máysL.

Пшеница мягкая –

Tríticum aéstivum L.

Рожь посевная –

Secále cereale L.

Фасоль обыкновенная –

Phaséolus vulgáris L.

Овес посевной –

AvénasatívaL.

Рис посевной–

OrýsasatívaL.

Гречиха съедобная

esculéntum Moench

Б. Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени

Рис. 3б. Крахмальные зерна (кз)

1- простые эксцентрические кз, 2- простые концентрические кз, 3 – полусложные кз,

4 – сложные кз, 5 – слои крахмала, 6 — центр крахмалообразования (хилум)
11

Дата: «___» ____________ 201___

Работа 4. Запасные вещества в клетках эндосперма зерновки Пшеницы твердой ( Tr í ticum d ú rum Desf . ).

Рис. 4. Алейроновые (протеиновые) и крахмальные зёрна на поперечном срезе зерновки п шеницы твёрдой — Tríticumdúrum Desf.

Читайте также:  Длина кашалота

Раскрасьте и обозначьте: 1 – околоплодник, сросшийся с кожурой семени, 2 – эндосперм, 3 — алейроновый слой, 4 — алейроновые зерна, 5 — крахмальные зерна, 6 – клетки крахмалистой части эндосперма

Дата: «___» ____________ 201___

Работа 5. Запасной полисахарид-инулин в клетках клубня земляной груши – топинамбура, Подсолнечника клубненосного ( Heli á nthus tuber ó sus L . ) (рис. 5).

Рис. 5. Сферокристалл в клетках Подсолнечника клубненосного, топинáмбура, Heliánthustuberósus L.

Раскрасьте и обозначьте: 1 — клетки клубня, 2 – сферокристаллы

Дата: «___» ____________ 201___

Работа 6. Состав клеточного сока

1. В пробирку с отваром листьев растения, содержащего антоциан, добавляем слабый раствор уксусной кислоты (рис. 6.1);

2. В пробирке отвар листьев растения, содержащего антоциан, с очень слабым раствором щелочи (рис. 6.2);

3. Пробирка с отваром листьев растения, содержащего антоциан, (контроль – нейтральная среда) (рис. 6.3).
Раскрасить результаты реакции:

1

2

3

слабый раствор уксусной кислоты

(раствор кислый)

очень слабый раствор щелочи

(раствор щелочной)

контроль

(нейтральная среда) нейтральный раствор

Рис. 6. Результаты реакции.
Отвар листьев растения _____________________________________,

4. В пробирке отвар растения, содержащего дубильные вещества (рис. 7).

Рис. 7. Результаты реакции с хлорным железом (FeCI3).
Отвар ______________________ растения ________________________________, содержащего дубильные вещества
5. Кристаллы щавелевокислого кальция в клетках растений (рис. 8).

А Б В
Кристаллы в клетках сухой чешуи луковицы лука — Álliumcépa L. Рафиды в клетках корневища Купены душистой, или лекарственной — Polygonátumodorátum (Mill.) Druce Друзы в клетках черешка листа Бегонии манжетной — BegóniamanícataBrongn.

Рис. 8. Кристаллы щавелевокислого кальция в клетках растений:

Раскрасьте и обозначьте: А – одиночные кристаллы, Б – рафиды, В – друзы

Дата: «___» ____________ 201___

Работа 7. Строение клеточной стенки (рис. 9) .

схема строения пары пор

Рис. 9. Клеточные стенки.

Раскрасьте и обозначьте: 1 — вторичная клеточная стенка, 2 — поровый канал,

3 — первичная клеточная стенка, 4- межклеточное вещество, 5 — замыкающая пленка поры
16
Дата: «___» ____________ 201___

Работа 8. Видоизменения клеточной стенки.

видоизменения

Реактив Результат реакции Реакция на целлюлозу Одревеснение (лигнификация) Одревеснение (лигнификация) Опробковение

(суберинизация)

Ослизнение Минерализация (инкрустирование кристаллами окиси кремния)

17
Дата: «___» ____________ 201___

Работа 9 Митоз в клетках кончика корня Лука репчатого ( Á llium c é pa L . ) (рис. 10)

Найдите на препаратах и рисунках и подпишите фазы митоза и цитокинез: интерфаза, профаза ранняя, профаза поздняя, метафаза, анафаза, телофаза ранняя, телофаза поздняя, цитокинез.

Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector