2. В медицине мел применяют при недостатке кальция, как добавку к пище. Его употребление прекрасно влияет на укрепление ногтей, зубов и костей.
3. Широкое применение мел нашел в промышленности:
3.1. его используют для очистки свекловичного сока;
3.2. при изготовлении стекла;
3.3. для производства спичек;
3.4. для изготовления питьевой соды;
3.5. при изготовлении резины;
3.6. для производства цемента, лаков, красок;
3.7. для получения оконных профилей, труб и даже отделочного сайдинга;
3.8. в полиграфии и бумажной промышленности.
4. В сельском хозяйстве мел вносят в почву для уменьшения ее кислотности, а также для изготовления комбикорма для животных.
5. В парфюмерии – мел – это составная часть зубных порошков и паст.
6. А еще мел прекрасно применяется для окраски заборов, бордюров, стен, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов, для побелки потолков, для борьбы с заболеваниями растений и вредителями в саду и в огороде, для чистки столовой и кухонной посуды.
Приложение 6
— чтобы сделать школьный мел не пачкающим руки, достаточно окунуть его на несколько секунд в разбавленное в 2—3 раза молоко. После такой процедуры мел перестает пачкаться, а писать будет по-прежнему хорошо;
— чтобы мел не крошился, нужно подсушивать его не батарее и хранить в сухом месте.
Для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при постоянном контакте с мелом, рекомендуем:
— учителям во время работы пользоваться влажными салфетками;
— дежурным — чаще проветривать класс;
— вытирать мел с доски только влажной тряпкой;
— промывать тряпку для стирания мела как можно чаще;
— в конце рабочей недели работник школы может промывать доску тряпкой, смоченной в воде с добавлением уксуса.
Приложение 7: Результаты анкетирования
№ п/п | Вопрос | Результат |
1 | Из чего состоит мел? | — Из известняка – 10 человек; |
— Из кальция – 8 человек;
— Не знаю – 9 человек;
— Из минералов – 5 человек
— Нет — 28 учащихся
— Затрудняюсь ответить: 4 учащ.
скорлупой куриного яйца и зубами
Не знаю: 8 уч
Они все состоят из кальция: 8 уч
8 педагогов – 100%
Приложение: 8
Эксперимент 1. Рассматривание мела под микроскопом.
Эксперимент 2. «Взаимодействие мела с уксусом».
Эксперимент 3. «Взаимодействие мела с йодом»
Эксперимент 4. «Взаимодействие мела с водой и растительным маслом»
Приложение 9 «Игры для детей»
1. Игра с мелками и водой
Попробуйте намочить мел. Рисовать мокрым мелом — это совсем другие ощущения и совсем другие рисунки. Если вы хотите сделать цвета обычных мелков для асфальта более яркими, а сами мелки более твердыми, то замочите их в сахарном растворе обычной воды. А еще можно взять с собой во двор брызгалку или водяной пистолет. С их помощью можно весело смывать меловые рисунки с асфальта и стен, а на их месте рисовать новые.
2. Игра на асфальте «Лондон»
В игре «Лондон» нужно заполнить игровое поле, состоящее из расчерченной мелом на асфальте площадки размером приблизительно 1х1,5 метра, разделенной на семь прямоугольников, тремя нарисованными человечками.
На одном из концов площадки необходимо нарисовать полукруг, сделав в нем надпись «Лондон». Участники по очереди бросают камень на игровую площадку, находясь у ее основания. Если он приземляется в границах одного из прямоугольников, то в нем начинают рисовать человечка: сначала голову, а в следующие удачные ходы – туловище, затем руки и ноги, если камень упадёт там же.
Когда один житель дорисован, начинают рисовать следующего, пока их не станет трое. Если попасть в ячейку «Лондон» (самая дальняя часть игрового поля в виде полукруга), то дорисовывается уже начатый человечек или начинается новый в любом прямоугольнике. Такая игра очень нравится ребятам младшего школьного возраста, так как испытывает их на сообразительность.
3. Игра на асфальте «Тик-так»
Есть игры с мелом, в которые дети могут играть, разделившись на две команды. Командные игры учат детей совместной работе и дружелюбию, ведь разрозненный состав не договорится между собой и вряд ли выиграет. Для игры командой подойдет игра на подобии крестиков-ноликов, которая называется «Тик-так».
Мелом нарисуйте область для игры на дорожке или тротуаре (квадрат со стороной приблизительно 1 метр, разделенный на 9 квадратов). Двумя цветными мелками раскрасьте 10 камешков, должно получиться по 5 каждого цвета. Дети могут играть, как поодиночке, так и в группах; цель игры – выставить камешки своего цвета 3 в ряд раньше соперника.
Стоя за специальной чертой, команды по очереди кидают камни на сетку, предварительно посовещавшись с членами своей команды, куда лучше. Вариант игры: пятый камень может называться «заменяющим» и иметь другой цвет, его предназначение – мгновенно изменить результат, он кидается всего один раз, чтобы попытаться захватить клетку соперника.
Игроки в любом случае теряют его, и даже если не попадают в задуманную цель, они не имеют возможности кидать его снова.
4. Игра на асфальте «Классики»
Все знают игру в «Классики», она пользуется огромной популярностью у детей вот уже много лет. С помощью «классов» дети младшего возраста могут совершенствовать навыки счета. Начертите мелом на асфальте игровую площадку и предложите детям по очереди бросать камень на клетки от 1 до 10.
Если камень попадает в нужную клетку, то нужно прыгать до нее на одной ноге, если число нечетное, или на двух, если чётное. Первый достигший десятки выигрывает. Существует множество разновидностей этой игры: можно, к примеру, не кидать биту, а толкать её ногой при каждом прыжке или пронумеровать клетки не по порядку, а в случайном порядке, чтобы прыгать приходилось и вправо, и влево, и назад, и вперёд.
Детям младшего школьного возраста можно предложить включить в игру примеры, пусть дети складывают и вычитают по ходу развлечения.
5. Учимся, играя
Рисование мелками можно использовать для освоения учебного материала. Используйте детские мелки для закрепления нотной грамоты во время урока на открытом воздухе. Раздайте детям цветные мелки и дайте задание рисовать мелом на асфальте музыкальные ноты, которые вы называете.
Если вы проводите урок чтения, то попросите учеников нарисовать мелом на асфальте рисунки, иллюстрирующие изучаемое произведение. Или дайте ученикам задание практиковаться в правописании, переписывая слова на школьном дворе. Также дети могут переписать мелом на асфальте небольшое стихотворение (или его отрывок) по памяти.
Приложение 9: Вопросы к викторине «Знакомый незнакомец»
Обведите правильный ответ
Вопрос 1. Почему рекомендуется пить газированные напитки и соки через коктейльную трубочку?
А) Правила этикета
Б) чтобы лучше почувствовать вкус напитка
В) защитить зубы от воздействия кислотных ингредиентов напитка
Вопрос 2. Нужно ли укрывать от дождя мраморную фигуру?
А) совершенно не обязательно
Б) нужно, чтобы не растворилась
В) нужно, так как существует опасность выпадения «кислотных» дождей
Вопрос 3. В чем нельзя «купать» жемчуг и кораллы?
А) в мыльном растворе
Б) в растворе уксуса
Вопрос 4. Чем поможет яичная скорлупа огороднику?
А) вносится для уменьшения кислотности почвы
Б) как элемент паркового декора
Вопрос 5. Как удалить накипь в чайнике?
А) Отскоблить острым предметом
Б) прокипятить с раствором лимонной кислоты
Множество людей, обучающихся в образовательных учреждениях, не задаются вопросом, растворим ли школьный мел. Некоторые считают его растворимым, некоторые сомневаются. Проверить, растворим ли школьный мел или нет, может каждый, даже ребенок.
Как известно, формованный школьный мел состоит из карбоната кальция на 40 процентов, остальные 60 процентов – это связующее вещество сульфат кальция, или гипс. Из курса неорганической химии можно узнать, что карбонат кальция практически нерастворим в воде. Это можно проверить.
Для подтверждения того, что карбонат кальция нерастворим проведем простые химические опыты. Нужно взять кусочек мела и размельчить его с помощью ступки или другого твёрдого предмета. Затем нужно поместить размельчённый мел в ёмкость с горячей водой и размешать получившуюся смесь, которая называется суспензия, ложкой.
Через некоторое время (примерно 10 минут) на дне ёмкости можно будет увидеть белый нерастворённый осадок – это и есть карбонат кальция и малорастворимый сульфат кальция.
Следовательно, называть мел растворимым неправильно.
Родниковая, кристальная, жесткая. У воды существует довольно много определений. И все они характеризуют ее состав. А ведь он, действительно, необычно разнообразный. Это обусловлено удивительным свойством воды — впитывать все вещества, с которыми она соприкасается.
Довольно интересной, но, тем не менее, малоизвестной является меловая вода. Ее основу составляет карбонат кальция. Кальций довольно широко распространен в природе. Известно, что он составляет 3,38% массы всей земной коры. Он обладает высокой химической активностью, поэтому в свободном виде его увидеть нельзя.
Чаще всего он входит в состав силикатов, мела, известняка. Кальций присутствует не только в воде и различных породах, но и в продуктах. В значительном количестве его содержат молочные продукты, рыба, мясо, некоторые растения, особенно бобовые. Человеческий организм также содержит кальций. В основном он присутствует в костной системе, зубах. Кальций — один из самых необходимых для человека элементов.
Он участвует в различных процессах:
— нейронных и мышечных реакциях;
— осмотическом давлении крови;
— активизации деятельности ферментов;
— поддержании ионного баланса в организме.
Если в организм человека будет поступать недостаточное количество этого элемента, то могут возникнуть судороги, боли в суставах, дефекты роста, сонливость, запоры. Длительный дефицит кальция может вызвать судороги в мышцах и остеопороз. Причиной нехватки кальция может быть как недостаточное или несбалансированное питание, так и злоупотребление алкоголем или кофе. В последнем случае дефицит наблюдается из-за активного выведения данного металла с мочой. Пути попадания этого важного минерального вещества в организм человека разные: вместе с едой или водой. Кстати, обычно создается впечатление, что именно продукты являются главным поставщиком кальция. Однако это не так. Около 70% от общего количества человек получает с жидкостью. Именно поэтому употребление меловой воды полезно для человека. Но не все так хорошо, как кажется на первый взгляд. Очень важно соблюдать баланс. Так, известно, что кальций влияет на жесткость воды. А высокие значения жесткости оказывают пагубное воздействие на человека: в организме начинают накапливаться соли, что приводит к их отложению на стенках сосудов и в почках, заболеванию суставов. Кроме того, такая вода неприятна на вкус, а ее использование в быту может привести к порче электробытовых приборов (посудомоечных машины, чайников). Поэтому меловую воду нужно очищать.
Для очищения существуют различные способы. Например, можно использовать систему обратного осмоса или же фильтры для воды: настольные, насадки на кран, кувшины. Наиболее распространены фильтры. Обычно они состоят из емкости и фильтрующего элемента. Фильтрующий элемент, или картридж, представлен сорбирующим веществом, чаще всего активированным углем. В процессе прохождения воды через фильтр она очищается от различных вредных примесей. В некоторых фильтрах предусмотрены несколько механизмов фильтрации:
1. Механическая фильтрация, которая предусматривает удаление механических соединений.
2. Сорбция. В результате происходит поглощение запахов и различных вредных веществ.
3. Окисление. Приводит к удалению железа.
4. Ионный обмен. Удаляются ионы тяжелых металлов, соли, кальций.
Фильтры для воды очень просты в применении. Их можно легко установить дома, на работе или даже взять с собой в дорогу.
Собираемся переехать в Белгород. Узнали, что там жесткая меловая вода. При кипячении образуется большой осадок. Хотелось бы узнать влияние меловой воды на здоровье, методы очистки такой воды.
Основу меловых пород составляет карбонат кальция. Кальций – один из самых важных для организма человека элементов, полное удаление которого из воды грозит тяжёлыми последствиями – ведь с водой организм человека получает около 70% кальция.
В природе кальций встречается в составе таких минералов, как известняк СaCO3, ангидрит CaSO4 и гипс CaSO4 2H2O, флюорит CaF2, апатиты Ca5 (PO4)3 (F,Cl,OH), доломит MgCO3·СaCO3.
Соединения кальция находятся практически во всех животных и растительных тканях. На его долю приходится 3,38 % массы земной коры (5-е место по распространенности после кислорода, кремния, алюминия и железа). Из-за высокой химической активности кальций в свободном виде в природе не встречается. Большая часть кальция содержится в составе силикатов и алюмосиликатов различных горных пород (граниты, гнейсы и т. п.). В виде осадочных пород соединения кальция представлены мелом и известняками, состоящими в основном из минерала кальцита (CaCO3). Кристаллическая форма кальцита — мрамор — встречается в природе гораздо реже.
Переоценить роль кальция в жизнедеятельности организма человека трудно. Из элементов-металлов кальций является главным, не только в количественном, но и в функциональном отношении. Основным его местом накопления служит костная система.
Название кальция происходит от латинского calcis — известь, «мягкий камень». Оно было предложено английским химиком Хэмфи Дэви, который в 1808 г получил металлический кальций электрохимическим методом путём электролиза смеси влажной гашёной извести с оксидом ртути HgO на платиновом катоде.
Кальций — самый распространенный макроэлемент в организме человека, большая его часть содержится в скелете и зубах в виде фосфатов. Ионы кальция участвуют в процессах свёртываемости крови, мышечных и нейронных реакциях, а так же обеспечивают осмотическое давление крови. Потребность в кальции зависит от возраста. Для взрослых необходимая дневная норма составляет от 800 до 1000 миллиграм, а для детей от 600 до 900 милиграмм, что для детей очень важно из-за интенсивного роста скелета.
Большую часть кальция содержится в молочных продуктах, оставшийся кальций приходится на мясо, рыбу, и некоторые растительные продукты (особенно много содержат бобовые). Всасывание происходит как в толстом так и тонком кишечнике, и облегчается кислой средой, витамином Д и витамином С, лактозой, ненасыщеными жирными кислотами. Немаловажна роль магния в кальциевом обмене, при его недостатке осаждается кальций в почках (почечные камни) и мышцах.
Кальций выполняет очень много функций в организме. Кальций составляет (вместе с фосфором) основу костной ткани, активизирует деятельность ряда важнейших ферментов, участвует в поддержании ионного равновесия в организме, влияет на процессы, происходящие в нервно-мышечной и сердечно-сосудистой системах, влияет на свертываемость крови.
Кроме того, кальций является важным элементом буферной системы организма, поддерживающей рН (водородный показатель) на необходимом для каждой системы и среды организма уровне. рН крови одна из самых жестких физиологических констант организма. В норме этот показатель может меняться в пределах 7,4 (±0,02). Сдвиг этого показателя хотя бы на 0,1 может привести к тяжелой патологии. При сдвиге рН крови на 0,2 развивается коматозное состояние, на 0,3-человек погибает.
Продолжительное отсутствие в рационе кальция может вызвать судороги, боль в суставах, сонливость, дефекты роста, а так же запоры. Более глубокий дефицит кальция в организме приводит к постоянным мышечным судорогам и остеопорозу. Злоупотребление кофе и алкоголем могут так же быть причинами дефицита кальция, так как часть его выводится с мочой.
Присутствием солей кальция и магния в природной воде определяется её жёсткость. В Российской Федерации жесткость воды выражают суммой миллимолей ионов кальция и магния, содержащихся в одном литре воды. Измеряется в миллимолях на литр (ммоль/л). 1 ммоль/л соответствует количеству любого вещества в мг/л, равному его молекулярной массе, разделенной на валентность. Простой расчет показывает, что 1 ммоль/л отвечает содержанию в одном литре воды 20,04 мг/л Са 2+ или 12,1 б мг/л Mg 2+ . Оптимальный уровень жёсткости воды составляет 1,5-2 мг-экв/л. Двууглекислые соли кальция и магния, в первую очередь гидрокарбонат кальция Са(НСО3)2, обуславливают карбонатную, или временную, жесткость воды, которая полностью устраняется при кипячении воды в течение часа. Все остальные соли, например соли сильных кислот — сульфаты и хлориды кальция и магния, образуют некарбонатную, или постоянную, жесткость воды (это такая жесткость, которая остается после кипячения воды в течение указанного выше времени). Сумма карбонатных и некарбонатных солей кальция и магния составляет так называемую общую жесткость воды. При длительном кипячении воды, обладающей карбонатной жесткостью, в ней появляется осадок, состоящий главным образом из CaCO3, и одновременно выделяется углекислый газ СО2. Оба эти вещества появляются вследствие разложения гидрокарбоната кальция. Поэтому карбонатную жесткость называют временной жесткостью.
Жесткость природных вод изменяется в широких пределах. Она различна в разных водоемах и водотоках, а в одной и той же реке изменяется в течение года. Минимальная жесткость речной воды бывает во время паводка. Жесткость воды некоторых рек Российской Федерации составляет (забор воды брали в одно и то же время): р. Волга (г. Вольск Саратовской обл.) — 5,9 ммоль/л; р. Дон (станица Аксайская) — 5,6 ммоль/л; р. Енисей (г. Красноярск) — 1,3 ммоль/л; р. Нева — 0,5 ммоль/л. Жесткость морской воды значительно выше, чем жесткость воды рек и озер. Так, например, вода Черного моря имеет общую жесткость 65,5 ммоль/л, а среднее значение жесткости воды Мирового океана составляет 130,5 ммоль/л, в том числе на Са 2+ приходится 22,5 ммоль/л, на Mg 2+ — 108 ммоль/л.
Если в жёсткой воде много кальция, она неприятна на вкус, а употребление воды с повышенной жёсткостью ведёт к накоплению в организме солей, что приводит к заболеваниям суставов и образованию отложений в почках и на стенках сосудов. Вода в такой воде плохо мылится, возрастает расход стирального порошка. Для уменьшения жёсткости применяют различные фильтры умягчители, ионнообменные фильтры, обратный осмос, а также проводят магнитную обработку воды.
В этом плане обратно-осмотические мембраны, о которых неоднократно сообщалось на нашем сайте очень эффективны, так как позволяют максимально очищать воду от примесей и солей жёсткости. Но следует помнить, что очень мягкая вода, т.е. вода с пониженной жёсткостью также не полезна организму, т.к. она способна вымывать из костей кальций и полезные вещества. Если пить такую воду с детства, может развиться рахит, а у взрослого человека становятся ломкими кости.
В настоящее время альтернативой обратному осмосу служит катионитовый способ умягчения воды, то есть снижения постоянной жесткости воды. Он основан на процессе ионного обмена. Ионный обмен базируется на способности некоторых веществ, называемых ионитами (ионитовые смолы) обменивать входящие в их состав ионы (например, H + и Na + на ионы солей жесткости, содержащиеся в воде, которые следует из нее удалить. При умягчении воды применяются не только Н-катионитовые, но и Na-катионитовые фильтры, базирующиеся на использовании естественных (глау-конитовых песков) и искусственных катионитов (сульфоуголь, вофатит, эспатит и др.)
24 октября 2007 17 января 2019
Может автор, как ученый, приведет в пример хотя бы пару серьезных научных статей (например, из базы признанных изданий NCBI, псевдонаучные работы всяких межвузовских российских конференций во внимание не принимаем)? Сколько можно нести бред, что мы получаем весь кальций (70% — откуда циферка?) с водой? В Белгородской области очереди на дробление камней в почках на 2 месяца вперед. Нефрологи не справляются. А у него кальций вымывается;) Питаться нормально надо. 99% всего нужного организму мы получаем с пищей. Господин к. Х. н. В курсе, сколько кальция (причем нужного и усваиваемого нами) содержится в одном стакане молока (ну или в нескольких граммах сыра, или половине стакана йогурта)? Один стакан молока по кальцию заменяет больше 200 стаканов воды! В мире есть много регионов, причем густонаселленных, где солевой состав природной воды близок к составу осмотической / 15 февраля 2016 Гость (К. б. Н. А. В. Войтенко)
Жили в Северном Казахстане (Экибастуз), я там собственно и родилась в далеком 1974 году, пили иртышскую хлорированную воду из канала Иртыш — Караганда, лечили потихоньку кариес, но. Когда переехали в Калач Воронежской области . это началось Что то. Сначала мы даже не поняли что Происходит ? Зубы не стали болеть, а начали потихоньку откалываться и рассыпаться (даже при беременности у меня такого не было), суставы это вообще отдельная "песня". Ладно, это собственно я к тому, что сейчас всем организациям призванным следить за качеством потребляемой гражданами Великой российской империи воды — Абсолютно начхать ☹ ☹ ☹
Так, я что-то и не понял. Полезно или вредно пить такую воду. Сам из Белгорода
МЕЛ СМЕШАТЬ С ВОДОЙ ЧТО МЫ ПРИ ЭТОМ ВИДИМ ?
- Попроси больше объяснений
- Следить
- Отметить нарушение
Ответ
Проверено экспертом
мы видим процесс растворения мела в воде, помутнение воды, и выпадение в осадок твердых частичек мела