Чем отличаются домашние животные от диких животных

Для одних животных родной дом – дикая природа, для других – тот, что создал для них человек. Эта разница в условиях существования наделяет тех и других собственными признаками. Рассмотрим, чем отличаются домашние животные от диких.

Какие животные считаются дикими, а какие – домашними

Дикими называют представителей фауны, живущих отдельно от людей, на воле. Они обладают своими характеристиками.

Дикие животные

Домашними являются животные, существующие по соседству с человеком. Произошедшие от диких представителей, они имеют генетический набор, сложившийся в процессе селекции, проводимой людьми в течение столетий.

Домашние животные к содержанию ↑

Сравнение

Признаков, составляющих отличие домашних животных от диких, достаточно много. Перечислим их.

Место существования

Естественная среда заставляет диких животных самостоятельно заботиться о своем жилище, будь то нора, гнездо, берлога или другое убежище.

Домашние животные избавлены от такой необходимости. Для некоторых из них сооружаются специальные помещения: конюшни, собачьи будки, загоны. Другие живут в одном доме с хозяевами, помещенные в свои отдельные «домики» – клетки, аквариумы и прочие. Есть и счастливцы, которым позволяется свободно передвигаться по квартире наравне с домочадцами – это кошки, некоторые собаки, обезьяны.

Отношение к человеку

Для диких представителей человек олицетворяет опасность. Он враг, при встрече с которым животное или пугается, не подпускает к себе, отказывается от корма из рук, или проявляет все признаки агрессии, нападает.

Домашние животные при виде хозяев, как правило, не испытывают беспокойства. Для них ощущать близость человека – обычное явление. Зачастую питомцы сильно привязываются к тем, кто о них постоянно заботится.

Питание

Многие домашние животные приспособлены принимать пищу со стола, это не вредит их организму.

Дикие животные в своем большинстве ориентированы на природный рацион. Употребление ими пищи, даже максимально приближенной к естественной, может привести к опасным заболеваниям и гибели. Поэтому при содержании таких животных дома используется живой корм.

Самозащита

В дикой природе, где имеет место естественный отбор, животные умеют лучше приспосабливаться к трудным условиям среды.

Домашние животные, зависящие от человека, зачастую оказываются полностью беспомощными на воле. Условия жизни подвергают их искусственному отбору, отвечающему людским потребностям.

Способность к обучению

Между домашними животными и человеком устанавливается определенное взаимопонимание. Таких животных легче обучать каким-то действиям, дрессировать, использовать при тех или иных работах. Существуют и дикие более податливые представители, но это является больше исключением.

Размножение в неволе

Приручить некоторых диких животных иногда бывает нетрудно. Но вряд ли в неволе они будут легко размножаться. Домашние животные благополучно размножаются, и подобная плодовитость зачастую приносит немалую выгоду для человека.

Польза для людей

Дикие животные могут служить для человека источником пищи, некоторых материалов, а также быть объектами эстетического наслаждения.

В чем разница между домашними животными и дикими? Домашние животные, помимо перечисленного, могут выполнять рабочие функции (охранять, перевозить грузы и т. п.). И, кроме того, нередко питомцы становятся животными-компаньонами, с которыми люди проводят досуг, с удовольствием общаются. При этом отмечается, что в доме с такими «друзьями» становится уютней, они помогают снять стресс, успокаивают.

Манана Губиева
Занятие в средней группе «Сравнение домашних и диких животных»

Программное содержание. Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используется им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных — создает им все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких — они не приспособлены самостоятельно жить в лесу: не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя он врагов.

Упражнять умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

Материал к занятию. Картины с изображением домашних и диких животных, дидактическая игра "Домашние и дикие животные".

Ход ЗАНЯТИЯ

Часть I. Воспитатель просит назвать домашних животных. Выставляет картины с изображением свиньи, уточняет особенности ее жизни. Затем также беседует о корове. Делает обобщение: перечисляет признаки, по которым корова и свинья относятся к домашним животным.

Читайте также:  Сочетание матовых и глянцевых фасадов кухни

Часть II. Воспитатель предлагает выяснить, чем дикие животные отличаются от домашних. Показывает картинку с изображением кабана и рассказывает, как он живет в лесу круглый год. Затем предлагает детям сказать, что будет со свиньей, если она окажется в лесу: сможет ли она выжить? Обобщает ответы детей: Свинья в лесу жить не сможет, потому что она толстая (не может быстро бегать, потому что она светлой окраски (ее хорошо видно в лесу и летом, и зимой, на нее легко могут напасть волки, она погибнет от холода и голода, так как не сможет сама круглый год добывать корм и построить убежище, она привыкла к заботе человека о ней. Свинья — домашнее животное, а не дикое.

Аналогично проводится сравнение лося и коровы.

Часть III. Воспитатель делит детей на две команды, проводит игру-соревнование "Кто больше даст правильных ответов". Надо определить, какое загадано животное: домашнее или дикое, и доказать ответ. Воспитатель спрашивает детей строго по очереди из обеих команд; за правильные ответы даются фишки; выигрывает команда, набравшая их большее количество.

Воспитатель одной команде загадывает загадку:

Где живет он? В самой чаще,

Там гуляет, там и спит.

Там детей своих растит.

Любит груши, любит мед.

Но всего сильнее он

Любит долгие крепкий сон:

Ляжет осенью, а встанет,

Лишь когда весна настанет. Кто это? (Медведь)

После ответа достает мишку, сажает его, просит слушать. Затем предлагает детям объяснить, почему медведь относится к диким животным.

Второй команде загадывает загадку:

В подполье, в коморке,

Живет она в норке,

Воспитатель вносит игрушку, говорит, что это трудная задача — определить: мышь, какое животное — домашнее или дикое? Напрвляет рассуждения детей, задавая вопросы: где она живет? Боится ли человека? Приносит ли ему пользу? Заботится ли человек о ней? Делают вывод: домовая мышь (это ее название) совсем не домашнее животное, а дикое, которое очень хорошо приспособилось жить возле человека, в его доме.

Считают очки, приветствуют победителей.

"С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: уточнить и закрепить правила поведения в лесу.

Материал: карточки с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда.

Ход игры: Взрослый показывает карточку, а дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

"Путешествие по зимнему лесу"

Цель: формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день.)

Материал: 4 карты с изображением деревьев и кустов без листьев, ёлками, покрытыми снегом.

Карточка с изображением зайцев-беляка, волка, лисы, сороки, белки.

Ход игры: играют 4 человека. Ведущий показывает карточку и спрашивает: "Куда поместим это животное?". Дети называют животное и помещают на карте в нужное место (медведя — в берлогу, зайца — под ёлку или под кустик, сороку на ветку дерева и т. д.).

Выигрывает тот, кто первым закрывает всю свою карту.

Цель: учить детей хорошие добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.

Материал: карты с изображением леса и водоема, где разбросан мусор, поломаны веточки у деревьев, разорены гнезда. Маленькие карточки, изображающие добрые поступки в природе.

Ход игры: играют 4 человека, каждому из них раздают по 1 карте. Ведущий показывает карточку с тем или иным добрым поступком (например, дети убирают мусор, перевязывают веточки., спрашивает: "Кому эта карточка?" Ребенок берет карточку и кладет на то место, где необходима эта помощь.

"Исправь ошибку художника"

Цель: учить различать, где живут разные животные.

Материал:карты с изображением: хлева, курятника, конюшни, свинарника, дома, птичника, конуры. Карточки с изображением, прикрепленные к жилищу. Например, к курятнику — лошадь, к свинарнику собаку и т. д.

Ход: Дети должны найти ошибку и исправить ее, т. е. поместить животное туда, где оно живет и назвать жилище.

Читайте также:  Полвертик инструкция по применению

"Помогите лесным обитателям"

Цель: уточнять у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время. Формировать представления о лесниках и их деятельности — зимней подкормке животных. Воспитывать желание совершать хорошие поступки.

Материал: карточки с изображением лосей; птиц: синичек, воробьев, поползней, голубей; белки.

Ход игры: Воспитатель поднимает карточку с изображением какого-либо животного и спрашивает: "Как помочь этому животному?", (лосям — сено, птицам — хлебные крошки, семечки, зерно.).

Цель: способствовать появлению у детей стремление пожалеть растение, действенно ему помочь.

Материал: картинки с изображением растений с листьями, которые повяли и растений со здоровыми, красивыми листьями.

Ход: Ведущий спрашивает: "Как помочь растению?". Дети отвечают (подрыхлить землю, полить, протереть пыль с листочков, пожалеть.).

"Помоги животному"

По аналогии с играми:

"Помоги лесным обитателям" и "Помоги растению".

Цель: воспитать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью.

Материал: карточки с изображением домашних животных, карточки с изображением "угощения".

Ход: Ведущий достает карточку с изображением: рыбы, кости. и спрашивает: "Кто это любит?".

(кошке — рыбу, собаке — кость, свинье — желуди.)

"Кому нужна воды?"

Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому.

Материал: для каждого животного и растения вырезанный круг из бумаги. Маленькие карточки, изображающие определенную стадию развития животного.

Ход: Дети должны правильно выложить круг жизни того животного и растения, которое у них изображено. Побеждает тот, кто сделает это первый.

"Кто где может существовать?"

Цель: научить детей распределять животных, птиц в среду их обитания.

Материал: карты с изображением лугов, степей, северных районов. Карточки с изображением животных и растений.

Ход: Дети распределяют животных и птиц в среду их обитания.

"Природное сообщество луга, леса, водоема и степи".

Цель: Научить детей правильно выкладывать цепь питания. Объяснить, что в природе все взаимосвязано.

Материал: карточки с изображением животных и растений.

Ход: дети должны правильно выложить цепь питания. Например, лист — гусеница — птица.

Дидактическая игра для детей от 3 до 5 лет «Сельский дворик» Цель: расширять и активизировать словарный запас детей по теме "Домашние животные"; учить узнавать и называть домашних животных и их детенышей;.

План воспитательно-образовательной работы «Мир домашних животных» Цель: Формирование представления о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, как передвигаются,.

Тема НОД: «Дикие и домашние животные»

Средняя группа № 2

Занятие по закреплению знаний, умений и навыков

Цель: Закрепить знания детей о домашних и диких животных.

Задачи:

Образовательные:

— Закреплять знания детей о диких и домашних животных;

— Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия;

— Расширять кругозор и активизировать словарный запас детей через ознакомление с новыми животными;

— Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного числа, обозначающие животных и их детенышей (медведь — медвежонок).

Развивающие:

— Продолжать расширять и активировать словарный запас детей;

— Развивать: внимание, память, мышление;

— Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата.

Воспитательные:

— Воспитывать доброе отношение к диким и домашним животным, желание помочь;

— Продолжать формировать интерес к живой природе;

— Наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда;

— Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением животных и их жизни в природе, мольберт, фигуры животных, разрезные картинки животных.

Предварительная работа:

— Создание коллажа из газетных вырезок и журналов;

— Выставка в группе рисунков по этой теме;

— Чтение художественной литературы;

— Заучивание стихов, чтение загадок.

Ход деятельности:

1. Организационный момент

Воспитатель: — ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Звучит музыка (голоса животных).

— дети, чьи это голоса? (лошади, коровы, кошки, слона).

Читайте также:  Почему не несутся куры что делать видео

— как можно назвать их одним словом? (животные)

— каких мы знаем животных? (дикие и домашние)

Сегодня мы с вами вспомним домашних, диких животных и их детёнышей, где они живут.

— Скажите, в чем отличие домашних животных от диких? (Место проживания, добывание пищи). (Ответы детей).

Воспитатель — Дети сегодня я приглашаю Вас в удивительный мир животных. Вы готовы отправиться в путешествие. Ну, тогда начнем!

Давай построимся паровозиком и отправимся к первой станции, которая называется «Станция загадок».

У нас на столе разложены картинки животных. Я буду загадывать вам загадки, кто первый отгадает загадку, тот должен найти подходящую картинку и повесить на мольберт.

2. Д/игра «Загадывание загадок

1. По веткам скачет, да не птица.
Рыжая, а не лисица.
(Белка)

2. А я, ребята, летом серый.
А вот зимой, как снег я белый.
Все говорят, что я трусишка.
А я лишь маленький… (Зайчишка)

3. Хвост пушистый,

В деревне кур крадет! (Лиса)

4. Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу. (Медведь)

А в лапках – цап — царапки. (Кошка)

6.На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернется он в клубок —

Нет ни головы, ни ног. (Еж)

Чтобы другом ее стать,

Нужно косточку ей дать.

Нет, она не забияка.

В конуре живет. (Собака)

Воспитатель: какие из этих животных дикие, перечислите их.

а какие домашние?

Воспитатель. Чем они отличаются друг от друга?

Дикие животные – живут в лесу и добывают пищу себе сами. Домашние — потому, что за ними ухаживает человек.

Воспитатель. Ну, что ребята молодцы с этим заданием вы хорошо справились!

Ну что, поехали дальше? Давайте построимся в паровозик. Следующая станция «Зоопарк»

3. Игра «Зоопарк»

Ой, ребята, ночью в зоопарке случилась беда. Дикие и домашние животные гуляли и все перемешались. Как нам им помочь? У нас есть лесная полянка и деревенский дворик. Как вы думаете, каких животных можно поселить на лесную полянку, а каких на деревенский дворик.

— молодцы! Животные говорят вам спасибо, что помогли вернуться им домой.

— следующая остановка — игра «Кто лишний»

4. Д. Игра «Кто лишний»

Воспитатель: Посмотрите на столе картинки с изображением животных. Но по моему в каждом ряду допущена ошибка, а как вы думаете? Давайте все вместе найдем ошибки и исправим их. (Дети, по очереди перечисляют животных вывешенных на доске и находят лишнее).

— Волк, медведь, заяц, ласточка (ласточка лишняя — это птица);

— Корова, коза, поросенок, лиса (лиса лишняя – это дикое животное);

— Овечка, тигр, лев, медведь (овечка лишняя – это домашнее животное).

— А сейчас давайте построимся и поиграем в мяч.

5. Д. Игра «Назови детеныша»

Я буду бросать вам мяч, и называть взрослых домашних или диких животных, а вы назовете мне их детенышей.

У собаки – щенок; у лисы — лисенок; у коровы – теленок; у кошки – котенок; у волка — волчонок; у ежа — ежонок; у козы – козленок; у белки – бельчонок; у медведя – медвежонок; у лошади – жеребенок; у свиньи — поросенок; у курицы – цыпленок.

6. «Раскрась картинку»

А сейчас я вам предлагаю раскрасить лесного жителя – медведя. Проходите за столы и садитесь по удобнее.

7. Подведение итогов:

Воспитатель. Дети давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии и о ком говорили? Мы говорили о домашних и диких животных, рассматривали картинки с их изображением.

Воспитатель. Почему мы их называем дикими и домашними?

Дети. Потому что дикие животные живут в лесу. А домашние — с человеком.

Воспитатель. А что мы еще с вами делали?

Дети. Отгадывали загадки о животных.

Воспитатель. Что вам больше всего запомнилось?

— Вам понравилось наше путешествие?

— Вы сегодня очень хорошо занимались, все ребята молодцы!

Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector