Для одних животных родной дом – дикая природа, для других – тот, что создал для них человек. Эта разница в условиях существования наделяет тех и других собственными признаками. Рассмотрим, чем отличаются домашние животные от диких.
Какие животные считаются дикими, а какие – домашними
Дикими называют представителей фауны, живущих отдельно от людей, на воле. Они обладают своими характеристиками.
Дикие животные
Домашними являются животные, существующие по соседству с человеком. Произошедшие от диких представителей, они имеют генетический набор, сложившийся в процессе селекции, проводимой людьми в течение столетий.
Домашние животные к содержанию ↑
Сравнение
Признаков, составляющих отличие домашних животных от диких, достаточно много. Перечислим их.
Место существования
Естественная среда заставляет диких животных самостоятельно заботиться о своем жилище, будь то нора, гнездо, берлога или другое убежище.
Домашние животные избавлены от такой необходимости. Для некоторых из них сооружаются специальные помещения: конюшни, собачьи будки, загоны. Другие живут в одном доме с хозяевами, помещенные в свои отдельные «домики» – клетки, аквариумы и прочие. Есть и счастливцы, которым позволяется свободно передвигаться по квартире наравне с домочадцами – это кошки, некоторые собаки, обезьяны.
Отношение к человеку
Для диких представителей человек олицетворяет опасность. Он враг, при встрече с которым животное или пугается, не подпускает к себе, отказывается от корма из рук, или проявляет все признаки агрессии, нападает.
Домашние животные при виде хозяев, как правило, не испытывают беспокойства. Для них ощущать близость человека – обычное явление. Зачастую питомцы сильно привязываются к тем, кто о них постоянно заботится.
Питание
Многие домашние животные приспособлены принимать пищу со стола, это не вредит их организму.
Дикие животные в своем большинстве ориентированы на природный рацион. Употребление ими пищи, даже максимально приближенной к естественной, может привести к опасным заболеваниям и гибели. Поэтому при содержании таких животных дома используется живой корм.
Самозащита
В дикой природе, где имеет место естественный отбор, животные умеют лучше приспосабливаться к трудным условиям среды.
Домашние животные, зависящие от человека, зачастую оказываются полностью беспомощными на воле. Условия жизни подвергают их искусственному отбору, отвечающему людским потребностям.
Способность к обучению
Между домашними животными и человеком устанавливается определенное взаимопонимание. Таких животных легче обучать каким-то действиям, дрессировать, использовать при тех или иных работах. Существуют и дикие более податливые представители, но это является больше исключением.
Размножение в неволе
Приручить некоторых диких животных иногда бывает нетрудно. Но вряд ли в неволе они будут легко размножаться. Домашние животные благополучно размножаются, и подобная плодовитость зачастую приносит немалую выгоду для человека.
Польза для людей
Дикие животные могут служить для человека источником пищи, некоторых материалов, а также быть объектами эстетического наслаждения.
В чем разница между домашними животными и дикими? Домашние животные, помимо перечисленного, могут выполнять рабочие функции (охранять, перевозить грузы и т. п.). И, кроме того, нередко питомцы становятся животными-компаньонами, с которыми люди проводят досуг, с удовольствием общаются. При этом отмечается, что в доме с такими «друзьями» становится уютней, они помогают снять стресс, успокаивают.
Манана Губиева
Занятие в средней группе «Сравнение домашних и диких животных»
Программное содержание. Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используется им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных — создает им все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких — они не приспособлены самостоятельно жить в лесу: не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя он врагов.
Упражнять умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.
Материал к занятию. Картины с изображением домашних и диких животных, дидактическая игра "Домашние и дикие животные".
Ход ЗАНЯТИЯ
Часть I. Воспитатель просит назвать домашних животных. Выставляет картины с изображением свиньи, уточняет особенности ее жизни. Затем также беседует о корове. Делает обобщение: перечисляет признаки, по которым корова и свинья относятся к домашним животным.
Часть II. Воспитатель предлагает выяснить, чем дикие животные отличаются от домашних. Показывает картинку с изображением кабана и рассказывает, как он живет в лесу круглый год. Затем предлагает детям сказать, что будет со свиньей, если она окажется в лесу: сможет ли она выжить? Обобщает ответы детей: Свинья в лесу жить не сможет, потому что она толстая (не может быстро бегать, потому что она светлой окраски (ее хорошо видно в лесу и летом, и зимой, на нее легко могут напасть волки, она погибнет от холода и голода, так как не сможет сама круглый год добывать корм и построить убежище, она привыкла к заботе человека о ней. Свинья — домашнее животное, а не дикое.
Аналогично проводится сравнение лося и коровы.
Часть III. Воспитатель делит детей на две команды, проводит игру-соревнование "Кто больше даст правильных ответов". Надо определить, какое загадано животное: домашнее или дикое, и доказать ответ. Воспитатель спрашивает детей строго по очереди из обеих команд; за правильные ответы даются фишки; выигрывает команда, набравшая их большее количество.
Воспитатель одной команде загадывает загадку:
Где живет он? В самой чаще,
Там гуляет, там и спит.
Там детей своих растит.
Любит груши, любит мед.
Но всего сильнее он
Любит долгие крепкий сон:
Ляжет осенью, а встанет,
Лишь когда весна настанет. Кто это? (Медведь)
После ответа достает мишку, сажает его, просит слушать. Затем предлагает детям объяснить, почему медведь относится к диким животным.
Второй команде загадывает загадку:
В подполье, в коморке,
Живет она в норке,
Воспитатель вносит игрушку, говорит, что это трудная задача — определить: мышь, какое животное — домашнее или дикое? Напрвляет рассуждения детей, задавая вопросы: где она живет? Боится ли человека? Приносит ли ему пользу? Заботится ли человек о ней? Делают вывод: домовая мышь (это ее название) совсем не домашнее животное, а дикое, которое очень хорошо приспособилось жить возле человека, в его доме.
Считают очки, приветствуют победителей.
"С чем нельзя в лес ходить?"
Цель: уточнить и закрепить правила поведения в лесу.
Материал: карточки с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда.
Ход игры: Взрослый показывает карточку, а дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
"Путешествие по зимнему лесу"
Цель: формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день.)
Материал: 4 карты с изображением деревьев и кустов без листьев, ёлками, покрытыми снегом.
Карточка с изображением зайцев-беляка, волка, лисы, сороки, белки.
Ход игры: играют 4 человека. Ведущий показывает карточку и спрашивает: "Куда поместим это животное?". Дети называют животное и помещают на карте в нужное место (медведя — в берлогу, зайца — под ёлку или под кустик, сороку на ветку дерева и т. д.).
Выигрывает тот, кто первым закрывает всю свою карту.
Цель: учить детей хорошие добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.
Материал: карты с изображением леса и водоема, где разбросан мусор, поломаны веточки у деревьев, разорены гнезда. Маленькие карточки, изображающие добрые поступки в природе.
Ход игры: играют 4 человека, каждому из них раздают по 1 карте. Ведущий показывает карточку с тем или иным добрым поступком (например, дети убирают мусор, перевязывают веточки., спрашивает: "Кому эта карточка?" Ребенок берет карточку и кладет на то место, где необходима эта помощь.
"Исправь ошибку художника"
Цель: учить различать, где живут разные животные.
Материал:карты с изображением: хлева, курятника, конюшни, свинарника, дома, птичника, конуры. Карточки с изображением, прикрепленные к жилищу. Например, к курятнику — лошадь, к свинарнику собаку и т. д.
Ход: Дети должны найти ошибку и исправить ее, т. е. поместить животное туда, где оно живет и назвать жилище.
"Помогите лесным обитателям"
Цель: уточнять у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время. Формировать представления о лесниках и их деятельности — зимней подкормке животных. Воспитывать желание совершать хорошие поступки.
Материал: карточки с изображением лосей; птиц: синичек, воробьев, поползней, голубей; белки.
Ход игры: Воспитатель поднимает карточку с изображением какого-либо животного и спрашивает: "Как помочь этому животному?", (лосям — сено, птицам — хлебные крошки, семечки, зерно.).
Цель: способствовать появлению у детей стремление пожалеть растение, действенно ему помочь.
Материал: картинки с изображением растений с листьями, которые повяли и растений со здоровыми, красивыми листьями.
Ход: Ведущий спрашивает: "Как помочь растению?". Дети отвечают (подрыхлить землю, полить, протереть пыль с листочков, пожалеть.).
"Помоги животному"
По аналогии с играми:
"Помоги лесным обитателям" и "Помоги растению".
Цель: воспитать у детей потребность бережно относиться к своему здоровью.
Материал: карточки с изображением домашних животных, карточки с изображением "угощения".
Ход: Ведущий достает карточку с изображением: рыбы, кости. и спрашивает: "Кто это любит?".
(кошке — рыбу, собаке — кость, свинье — желуди.)
"Кому нужна воды?"
Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому.
Материал: для каждого животного и растения вырезанный круг из бумаги. Маленькие карточки, изображающие определенную стадию развития животного.
Ход: Дети должны правильно выложить круг жизни того животного и растения, которое у них изображено. Побеждает тот, кто сделает это первый.
"Кто где может существовать?"
Цель: научить детей распределять животных, птиц в среду их обитания.
Материал: карты с изображением лугов, степей, северных районов. Карточки с изображением животных и растений.
Ход: Дети распределяют животных и птиц в среду их обитания.
"Природное сообщество луга, леса, водоема и степи".
Цель: Научить детей правильно выкладывать цепь питания. Объяснить, что в природе все взаимосвязано.
Материал: карточки с изображением животных и растений.
Ход: дети должны правильно выложить цепь питания. Например, лист — гусеница — птица.
Дидактическая игра для детей от 3 до 5 лет «Сельский дворик» Цель: расширять и активизировать словарный запас детей по теме "Домашние животные"; учить узнавать и называть домашних животных и их детенышей;.
План воспитательно-образовательной работы «Мир домашних животных» Цель: Формирование представления о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (об особенностях поведения, чем питаются, как передвигаются,.
Тема НОД: «Дикие и домашние животные»
Средняя группа № 2
Занятие по закреплению знаний, умений и навыков
Цель: Закрепить знания детей о домашних и диких животных.
Задачи:
Образовательные:
— Закреплять знания детей о диких и домашних животных;
— Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия;
— Расширять кругозор и активизировать словарный запас детей через ознакомление с новыми животными;
— Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного числа, обозначающие животных и их детенышей (медведь — медвежонок).
Развивающие:
— Продолжать расширять и активировать словарный запас детей;
— Развивать: внимание, память, мышление;
— Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата.
Воспитательные:
— Воспитывать доброе отношение к диким и домашним животным, желание помочь;
— Продолжать формировать интерес к живой природе;
— Наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда;
— Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением животных и их жизни в природе, мольберт, фигуры животных, разрезные картинки животных.
Предварительная работа:
— Создание коллажа из газетных вырезок и журналов;
— Выставка в группе рисунков по этой теме;
— Чтение художественной литературы;
— Заучивание стихов, чтение загадок.
Ход деятельности:
1. Организационный момент
Воспитатель: — ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Звучит музыка (голоса животных).
— дети, чьи это голоса? (лошади, коровы, кошки, слона).
— как можно назвать их одним словом? (животные)
— каких мы знаем животных? (дикие и домашние)
Сегодня мы с вами вспомним домашних, диких животных и их детёнышей, где они живут.
— Скажите, в чем отличие домашних животных от диких? (Место проживания, добывание пищи). (Ответы детей).
Воспитатель — Дети сегодня я приглашаю Вас в удивительный мир животных. Вы готовы отправиться в путешествие. Ну, тогда начнем!
Давай построимся паровозиком и отправимся к первой станции, которая называется «Станция загадок».
У нас на столе разложены картинки животных. Я буду загадывать вам загадки, кто первый отгадает загадку, тот должен найти подходящую картинку и повесить на мольберт.
2. Д/игра «Загадывание загадок
1. По веткам скачет, да не птица.
Рыжая, а не лисица.
(Белка)
2. А я, ребята, летом серый.
А вот зимой, как снег я белый.
Все говорят, что я трусишка.
А я лишь маленький… (Зайчишка)
3. Хвост пушистый,
В деревне кур крадет! (Лиса)
4. Зверь лохматый, косолапый,
Он сосет в берлоге лапу. (Медведь)
А в лапках – цап — царапки. (Кошка)
6.На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернется он в клубок —
Нет ни головы, ни ног. (Еж)
Чтобы другом ее стать,
Нужно косточку ей дать.
Нет, она не забияка.
В конуре живет. (Собака)
Воспитатель: какие из этих животных дикие, перечислите их.
— а какие домашние?
Воспитатель. Чем они отличаются друг от друга?
Дикие животные – живут в лесу и добывают пищу себе сами. Домашние — потому, что за ними ухаживает человек.
Воспитатель. Ну, что ребята молодцы с этим заданием вы хорошо справились!
Ну что, поехали дальше? Давайте построимся в паровозик. Следующая станция «Зоопарк»
3. Игра «Зоопарк»
Ой, ребята, ночью в зоопарке случилась беда. Дикие и домашние животные гуляли и все перемешались. Как нам им помочь? У нас есть лесная полянка и деревенский дворик. Как вы думаете, каких животных можно поселить на лесную полянку, а каких на деревенский дворик.
— молодцы! Животные говорят вам спасибо, что помогли вернуться им домой.
— следующая остановка — игра «Кто лишний»
4. Д. Игра «Кто лишний»
Воспитатель: Посмотрите на столе картинки с изображением животных. Но по моему в каждом ряду допущена ошибка, а как вы думаете? Давайте все вместе найдем ошибки и исправим их. (Дети, по очереди перечисляют животных вывешенных на доске и находят лишнее).
— Волк, медведь, заяц, ласточка (ласточка лишняя — это птица);
— Корова, коза, поросенок, лиса (лиса лишняя – это дикое животное);
— Овечка, тигр, лев, медведь (овечка лишняя – это домашнее животное).
— А сейчас давайте построимся и поиграем в мяч.
5. Д. Игра «Назови детеныша»
Я буду бросать вам мяч, и называть взрослых домашних или диких животных, а вы назовете мне их детенышей.
У собаки – щенок; у лисы — лисенок; у коровы – теленок; у кошки – котенок; у волка — волчонок; у ежа — ежонок; у козы – козленок; у белки – бельчонок; у медведя – медвежонок; у лошади – жеребенок; у свиньи — поросенок; у курицы – цыпленок.
6. «Раскрась картинку»
А сейчас я вам предлагаю раскрасить лесного жителя – медведя. Проходите за столы и садитесь по удобнее.
7. Подведение итогов:
Воспитатель. Дети давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии и о ком говорили? Мы говорили о домашних и диких животных, рассматривали картинки с их изображением.
Воспитатель. Почему мы их называем дикими и домашними?
Дети. Потому что дикие животные живут в лесу. А домашние — с человеком.
Воспитатель. А что мы еще с вами делали?
Дети. Отгадывали загадки о животных.
Воспитатель. Что вам больше всего запомнилось?
— Вам понравилось наше путешествие?
— Вы сегодня очень хорошо занимались, все ребята молодцы!